Тема женской чистоты всегда волновала художников Удмуртии. (Любарец А. 'Дуры'. бумага, акварель. 2001). Как сейчас помню, известный московский стилист с голубого экрана предлагал вываривать и выколупывать остатки из футляров помады, использовать смесь крошки мела и жирного питательного крема в качестве теней, красить волосы при помощи чайной заварки, а вылинявшие джинсы окрашивать в черный цвет банановыми корками. Также он предлагал вспомнить, чем замещали коренные народы все гигиенические блага цивилизации и взять их на вооружение. Так как судьба России непредсказуема и, проживая в такой стране, нужно быть постоянно начеку, мы при помощи специалиста Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Елены Поповой выяснили некоторые традиционные способы содержания в чистоте тела удмуртов.
Банные байки Гигиена и косметология у удмуртов, как и природа средней полосы, в которой они жили, была неброская. Проживание в условиях леса, каждодневные заботы, связанные с промыслом и хозяйством, не оставляли времени для каких-то трудоемких способов ухода за телом. Было достаточно и того, что человек раз в неделю посещал баню. Сначала в горячий пар бани шли мужчины, потом женщины и дети. Считалось, что в третий пар ходить нельзя, потому что он вреден для здоровья как физического, так и психического, но об этом позже. Летом, во время работ в поле или на огороде, по мере необходимости принимали 'горизонтальный душ' в ближайших речках. Помимо обычных, были и специальные способы гигиены, связанные с проведением обрядов или молений. К примеру, весной у удмуртов и у русских перед выходом на посев проходит большое и важное моление. Обязательно перед этим молением нужно было сходить в баню, надеть чистую одежду. При любом молении, как, впрочем, и в православной традиции, человек должен быть не просто чистым, а идеально чистым. Для достижения этой цели применялось лыковое мочало, которое и сейчас считается одним из лучших природных пилинговых средств. Если были какие-то проблемы с кожей, то делали настойки из чистотела, крапивы и из разных луговых трав. В бане их втирали в распаренную кожу. Поскольку мыла не было, то обычно мылились щелоком. Эту обильную пену получали из залитой кипятком золы. Ее снимали, и она становилась очень похожа на мыльный раствор. Им растирали голову и несколько раз после этого споласкивали волосы. Иногда использовали луговые травы, которые 'мылятся' как шампунь. Вместо кондиционеров и бальзамов-ополаскивателей брали квас, кислое молоко, а иногда и бражку. Отсутствие дезодорантов восполняли тем, что к рубахе там, где она была ближе к телу, больше пачкалась и изнашивалась, подшивали мягкую приятную телу подкладку. Также были особые мистические правила, связанные с гигиеной, особенно это касалось посещения бани. Даже тазики, в то время это были корытца, имели свое определенное место. Попарившись, веник стряхивали, а иногда и совсем выбрасывали за порог. Считалось, что таким образом можно снять порчу и избавиться от первых признаков заболевания. Если при посещении бани пот попадал на веник или одежду (также остатки менструальной крови), то такие 'испорченные' вещи припрятывали, хоронили от посторонних глаз. Считалось, что если их увидит и возьмет какой-нибудь недруг, то он может наслать на человека порчу. Бани, по представлениям удмуртов, посещали умершие, особенно в канун поминок. Для почивших ее затапливали специально. Покойных зазывали в баню, считалось, что они тоже должны быть чистыми. В некоторых родовых группах удмуртов эта традиция сохраняется до сих пор. Нельзя ходить в баню после полуночи - иначе банный дух напугает. В период святок вообще запрещалось находиться одному в бане или задерживаться там. Если человек расчесывает волосы, то никогда нельзя выбрасывать очесы на улицу. Считалось, что если на улице эти волосы подберет птица и утащит себе в гнездо, то ребенок останется придурковатым, а взрослого человека будут преследовать частые головные боли. Все, что остается после каких-либо косметических или гигиенических процедур, обязательно нужно прибирать, сжигать или прятать в одном месте. Особенно много правил было связано с ногтями. К примеру, нельзя стричь ногти поздно вечером - не будет водиться скотина. Остриженные ногти предполагалось собирать в одном месте, потому что после смерти их могут заставить собирать.
Красивая, как перепечка Представления о красоте складывались из следующих параметров: прежде всего человек должен быть здоровым физически и психически. В определенных группах удмуртов считали, что девушки посмуглее - красивые, где-то красавицами считались обладательницы светлой кожи и рыжеволосые. Но предпочтение во все времена отдавалось хорошо взбитой, крепкой фигуре, при этом женщина не должна быть полной. Красивым мог считаться только трудолюбивый человек, ленивые не были привлекательными. У мужчин эталоном был высокий, в меру стройный, в некоторых группах удмуртов - кучерявый тип. Красивым считался и тот молодой человек, который не пил, не курил и не играл в карты. Но во второй половине XX века красавцу-мужчине разрешили немного выпивать, курить и играть в карты. Красивыми считались круглолицые девушки, был даже такой изысканный комплимент 'красивая, как перепечка' или 'круглая, как перепечка'. К слову о комплиментах. На Руси поощрительное замечание 'Ай да девка!', сопровождавшееся ударом кулака по спине избранницы, было самым распространенным и лестным комплиментом. Лица удмуртских девушек совсем не знали макияжа. Даже на праздники они не подводили глаза и не румянили щеки. Единственное, что они могли себе позволить, это выводить веснушки и ухаживать за кожей лица. Постоянная работа под солнцем летом и зимой в холод приводила к тому, что кожа обветривалась. В этом случае помогали животные жиры. Хорошим средством для смягчения кожи считались внутренний гусиный и овечий жиры. Реже брали куриный. Увлажняли и смазывали лицо сметаной, топленым маслом, кожу рук и лица баловали конопляным и льняным маслами. Для отбеливания кожи лица и выведения веснушек использовали кислое молоко и простоквашу. Трещины на губах и руках лечили древесной серой. Ее наряду с пряными травами использовали в качестве жвачки для устранения неприятного запаха изо рта. Волосы женщины должны были скрывать под платками. Если дамы выходили на улицу растрепанными или с неприбранными прядями, то даже погода могла измениться: разразиться грозой или побить градом. У девушек были косметички-'янчики' или мешочки, в которых находились иголки, нитки и гребешок.
Ежемесячные мероприятия Средства личной гигиены у женщин не отличались изысканностью. В ход шло все, что было под рукой. Так, известно, что крестьянки средней полосы часто использовали в качестве гигиенических средств обычное сено. Более продвинутые 'городские' дамы носили в период менструации обычную тканевую повязку, сложенную в несколько раз и приколотую к поясу юбки. Эффект такого 'средства защиты' был не велик, но благодаря тому, что обычный наряд состоял из нескольких юбок, удавалось создать ощущение чистоты. Тканевые прокладки использовались неоднократно, при загрязнении их стирали. Как свидетельствует статистика, этим способом пользовались и советские женщины до конца 80-х годов. Одна из моих знакомых еще в советские времена работала на Севере. Там была жуткая напряженка не то что с гигиеническими пакетами, а с простой марлей и ватой. Предприимчивые труженицы просто брали ватники, распарывали и использовали их подклад в качестве гигиенического пакета. Самыми дорогими были прокладки эскимосских женщин. В качестве средств менструальной гигиены употребляли шкурки пушных зверьков, мох-ягель, а также тонкую древесную стружку, изготавливавшуюся из ольхи, завернутую в мягкую ветошь. Вообще, менструирующую женщину 'не считали за человека'. Удмуртка не могла при месячных и определенное время после родов посещать какие-то важные религиозные мероприятия. Русская женщина не имела права иметь половые отношения с мужчиной, ходить в церковь, получать причастие. Нарушение этого запрета каралось очень строго. Существуют даже легенды, где женщину при входе в церковь поражала молния или бедолага превращалась в лошадь. В русской традиции, если все-таки в 'особые' дни девушке необходимо было попасть в церковь или менструация началась прямо на службе, она могла быть прощена только по истечении шести месяцев поста и ежедневных пятидесяти поклонов.
Детская чистота Особый раздел в этногигиене занимает детская чистота. Прежде всего, это уход за телом младенца. Полагалось, что если он будет чистеньким с раннего детства, то и в будущем он будет здоров. В первые дни ему правили головку и обязательно мыли в бане. Три дня подряд ее топили и выводили у младенца так называемую 'собачью щетинку'. Выкатывали грубые волоски на спине ребенка смесью из хлебного мякиша и грудного молока. Если у ребенка появлялись опрелости, делали присыпку из древесной трухи, хорошо растертой и просушенной. Использовали и пережженную муку или золу, в редких случаях очень мелко дробили ракушечник и получалась та же самая присыпка, которой сейчас пользуются современные мамы. Для этих же целей собирали пыльцу с соцветий хвойных деревьев, имеющую свойства хорошего антисептика. При любом посещении бани с ребенком соблюдали строгие правила. Считалось, что нельзя оставлять ребенка одного, иначе его утащит хозяин бани. Такое поверье есть и у русских. В бане к ребенку по имени не обращались. Запрещалось ругать дите, иначе подменит банный дух. Вот так без 'Палмолива', 'Хед энд Шолдерса', 'Памперсов' и 'Олвейсов' обходились наши предки. В принципе, все это доступно и сейчас, так что, если чего случится, мы не пропадем.