Тринадцатый процент Минпром ошибается искренне
В минувший вторник с журналистами встретился министр промышленности и транспорта УР Андрей Армянинов. Он не стал скрывать от широкой общественности радужных перспектив удмуртского автопрома.

В общем объеме промышленного производства автомобилестроение занимает 13%. По информации министра, автозавод закончил переговоры с корейской стороной и уже до конца нынешнего года на 'Иж-авто' начнется сбор пробной партии машин марки КИА. Причем половину всех комплектующих предполагается закупать у российских производителей, и в этом, как считает Армянинов, руководство 'Ижмаша' проявило правильную гражданскую позицию. Серийное производство корейских машин может начаться уже в 2004 году. Пока объемы не называют, но министр промышленности настроен не менее чем на 100 тысяч. Надо полагать, что для 'Иж-авто' это просто мелочь, ведь потенциал завода, по словам Андрея Анатольевича, - 300 тысяч автомобилей. Правда, в нынешней ситуации добиваться таких успехов мешает несовершенная покрасочная линия. После автозаводских новостей журналисты почему-то вспомнили о пресловутых ФГИКах и спросили о них у министра. Армянинов от комментария не отказался, напротив, заговорил о тяжелом положении предприятий с большим энтузиазмом. Горькой правды скрывать не стал - объемы производства на том же Камбарском машзаводе - 6,6% к уровню прошлого года, введено кризисное управление. Министр попросил журналистов очень осторожно освещать данную проблему, чтобы (далее министр подкрепил свои слова авторитетом Ницше) не 'подтолкнуть падающего'. Минпром, в свою очередь, делает все возможное, чтобы исправить ситуацию не только на этих предприятиях, а во всей отрасли. За каждую сборочную площадку 'мы держимся зубами', - сказал Андрей Анатольевич, - а если ошибаемся, то 'ошибаемся искренне'. Что касается светлого будущего для Игринского леспромхоза, Камбарского машзавода и Глазовского химмаша, то оно, по мнению Армянинова, непременно наступит. Быстрее всего дело пойдет в Игре, сдвинуть ситуацию с мертвой точки обещают уже к концу этого года, как только будет решен вопрос с собственником. Два других завода не просто вернут к жизни, но и сохранят профиль. Как заметил министр, в Камбарке однозначно будут выпускать путевую технику (переговоры с МПС идут); в Глазове - как и прежде, нестандартное оборудование.
Евгения ФЕДОРОВА

Нужен 'метр' для измерения 'успехов' экономики
Применяющаяся в республике система оценки социально-экономического положения, позволяющая создавать показуху за счет выпячивания некоторых положительных моментов, не удовлетворяет уже даже сами власти. На пресс-конференции в прошлый четверг руководитель комиссии Госсовета УР по экономике Олег Кузьменко рассказал о работе по созданию новой, более приближенной к реальности шкалы измерения ситуации в регионе.

Новая система показателей нужна для написания программы социально-экономического развития после 2004 года. В настоящее время в России используется несколько систем оценок, при сведении которых составляются рейтинги регионов. Но они далеко не совершенны. Олег Кузьменко привел пример, как в рейтинге районов Удмуртии в одну кучу свалены такие показатели, как яйценоскость кур и рост реальных располагаемых доходов населения. Поэтому ориентироваться на место в едином рейтинге не стоит, считает глава комиссии по экономике. Сам Кузьменко наиболее достоверным показателем развития считает величину внутреннего валового продукта (ВВП), так как при его использовании исключается возможность двойного учета. Исходя из поставленной в послании Владимира Путина задачи удвоения ВВП должна быть создана общая стратегия развития Удмуртия, включающая в себя согласованные стратегии для территорий и, далее, отдельных предприятий. При благоприятном сценарии развития событий ВВП России к 2010 году составит около 1 трлн долларов. В то же время у США этот показатель достигнет 11 триллионов. К этой же отметке приблизится ВВП Китая. Поэтому удвоение валового продукта, какой бы трудной эта задача не казалась, - это единственный шанс для России остаться в числе стран-мировых лидеров. То же самое справедливо и в отношении Удмуртии среди других регионов России. 'Нам нужно менять систему управления', - считает Кузьменко, обращая внимание на такие провальные показатели республиканской экономики, как прибыль и инвестиции в основные фонды. Следует изменить подход и к написанию целевых программ, которых у Удмуртии не один десяток и большинство из них финансируются по минимуму: 'Наши программы - это выпрашивание денег у Минфина без четкого порядка расхода'. Начиная с ноября в Госсовете пройдет несколько 'круглых столов' с участием общественных организаций на экономические темы. На первом из них будет обсуждаться система показателей развития Удмуртии.
Дмитрий КНЯЗЕВ

ЛУКОЙЛ придет в Умуртию?
Важную информацию сообщила во вторник газета "Ведомости". Согласно ей контрольный пакет акций банка "УралСиб" (бывший "Башкредитбанк") продан финансовой корпорации "НИКойл".

Для Удмуртии сделка по продаже 'УралСиба' может означать приход в республику компании федерального масштаба. Напомним, что 'УралСибу' принадлежит банк 'Евразия', долгое время являвшийся банком-агентом Правительства УР. В свою очередь, финансовая корпорация НИКойл принадлежит одному из лидеров отечественной нефтедобычи - компании 'ЛУКОЙЛ'. Информация о том, что менеджеры банка "УралСиб" ищут покупателя контрольного пакета акций, появилась еще летом. Об этом говорили и коллеги "УралСиба", и инвестиционные банкиры, называя среди претендентов британский банк HSBC и ФК "НИКойл". Источник, осведомленный о переговорах президента "УралСиба" Азата Курманаева и "НИКойла", говорил "Ведомостям", что речь идет о продаже 57% акций банка. Однако руководители "УралСиба" и "НИКойла" подобные переговоры отрицали. И даже начатую летом оценку бизнеса "УралСиба" в "НИКойле" объясняли заказом клиента. Но на днях один из топ-менеджеров "УралСиба" все же подтвердил "Ведомостям" факт переговоров с "НИКойлом" по поводу продажи акций банка. А в конце прошлой недели сразу несколько независимых источников в финансовых кругах сообщили "Ведомостям", что сделка с контрольным пакетом "УралСиба" была завершена в начале октября и покупателем выступили структуры ФК "НИКойл". Как сообщает газета 'Ведомости', один из экспертов "РусРейтинга" видит в сделке "политическую" подоплеку. "Интерес нынешних владельцев "УралСиба" к продаже можно объяснить неуверенностью в исходе предстоящих выборов президента Башкортостана, после которых они могут потерять контроль над финансовыми потоками республики и основных ее предприятий".
ИА "День"

Ижевск окольцованный
Известно, что Ижевск по количеству автомобилей на душу населения почти не уступает Москве. В скором будущем поводов для сравнения прибавится. В 2005 году ожидается ввод в эксплуатацию объездной дороги вокруг столицы Удмуртии. Об этом на минувшей неделе заявил заместитель генерального директора 'Удмуртавтодора' Виктор Вахромеев на своей выездной пресс-конференции.

В отличие от московского Садового кольца ижевское будет покороче: 96 километров против 110. Сам проект называется мудрено - 'Обход Ижевска на подъездной автодороге к Перми'. И состоит из двух основных частей - так называемые 'западный' и 'восточный' варианты. Вот на них журналисты и побывали. А прибыв на маленьком 'пазике', ахнули: совсем как на войне. По сторонам дороги возвышались кучи щебня и земли. Туда-сюда сновали груженые и порожние 'КамАЗы'. Размах дорожных работ поистине колоссальный! 'Западный' вариант обхода, протяженностью 38 км, - наиболее трудный участок. Он начинается с Як.-Бодьинского тракта после поста ГИБДД, соединяет Шабердинский, Увинский тракты и выходит на Можгинское направление. Работы, которые ведут восемь подрядных организаций, здесь начались с июля этого года. Правда, могли и раньше, но, по словам начальника Ижевского дорожного предприятия Валентина Лукина, встала проблема согласования вырубки лесов, из-за чего простояли полгода. Сегодня же это самый интенсивный объект. Только на строительстве транспортной кольцевой развязки работает более 50 единиц техники. Эта развязка будет первой в республике, ей присвоена 1-я категория, а ее стоимость составляет 94 млн рублей. Как сказал Валентин Лукин, основной объем работ по 'западному' полукольцу намечено выполнить в этом году. Сухая и теплая осень дорожникам на руку. Пресса побывала и на 'восточном' участке пути (общая длина - 30 км). Он соединяет аэропорт с Воткинским шоссе. Строительство идет здесь с прошлого года. Главная проблема на сегодняшний день - возведение земляной насыпи, для этого нужно 90 тысяч кубов земли. Учитывая, что в день подвозят до 3 тысяч кубов, сроки выполнения самой трудоемкой части работ растягиваются до месяца. Но самой большой проблемой гигантского проекта остается финансирование. Руководителю 'Удмуртавтодора' Александру Соловьеву, ныне депутату Госсовета, не удалось пробить в Москве присвоения 1-й категории для своего детища. Там решили, что достаточно будет и второй. А значит, наряду с федеральным финансированием, свою долю должна вносить республика. Приблизительные расходы на 'западный' вариант объездной дороги, как сообщил Виктор Вахромеев, составят 1,7 млрд рублей, а на 'восточный' - 200 млн. Уже в этом году осваивается 375 млн рублей: 275 млн - доля федерации, 100 млн - доля республики. Целесообразность проекта ни у кого не вызывает сомнений. Как образно выразился Валентин Лукин, объездная дорога позволит грузовому транспорту и всем, кому в Ижевске делать нечего, сэкономить время и поберечь жителей города. Уже через четыре года после ввода ее в эксплуатацию специалисты рассчитывают окупить все расходы.
Евгений КРЫЛОВ

Волков подумал о пенсии
Возможно, в ближайший год-два в республике появится свой негосударственный Пенсионный фонд. О необходимости создания новой структуры заявил управляющий отделением Пенсионного фонда в Удмуртии Владимир Моряков.

На аппаратном совещании в резиденции Президента УР он доложил о результатах пенсионной реформы на территории республики. В частности, явным успехом за полтора года с начала реформы стало увеличение минимальной пенсии с 600 почти до 900 рублей, максимального - до 2085 рублей. Средний размер пенсии в республике сейчас составляет 1714 рублей. В настоящий момент идет доставка информационных писем будущим пенсионерам, и это, по мнению Морякова, единственный случай, когда государство добровольно сообщает гражданину о своих обязательствах перед ним. Кроме того, теперь каждый будущий пенсионер сможет контролировать, насколько добросовестно работодатель делает перечисления в Пенсионный фонд. А с этим в республике ситуация напряженная, задолженность составляет порядка 400 миллионов рублей. До 1 декабря 2003 года гражданам нужно определиться с выбором управляющей компании, которых на уровне Федерации аккредитовано 55. Правда, гарантий сохранности пенсионных накоплений в негосударственных структурах никто дать не может. По мнению Морякова, республике нужен свой негосударственный Пенсионный фонд, который можно будет контролировать и, таким образом, дать гарантии населению. Идея понравилась президенту Волкову, который заметил, что в случае чего свой Пенсионный фонд из Удмуртии никуда не денется, искать по всей Росси вложенные средства не придется. Основой для создания структуры может послужить страховая компания или коммерческий банк. Пока сроки создания фонда и конкретные компании-претенденты не назывались, но совещание по этому вопросу состоится в самое ближайшее время.
Евгения ФЕДОРОВА