фото После осмотра экспозиции, по традиции, первым делом спросили у Веревкина, что он, собственно, хотел сказать своим проектом. Макс, как настоящий художник, закатывая глаза, отвечал, что не собирается излагать суть всего того, что он натворил в стенах музея. 'Искусство вообще не требует комментариев, если бы у меня была необходимость, я бы снабдил все это текстом', - закончил Веревкин. Но представители музея парировали, что им еще с посетителями работать, так что - 'требуем комментарий'. Веревкин начал свой рассказ с того, что он, как обычно, работает с 'проблемой телесности', то есть 'бегает голым'. Но с некоторых пор он делает это ночью в стенах музея, а обычная видеокамера как бы следит за ним. Усиливают эффект 'камеры слежения' так называемые помехи в виде 'снега' и 'полос' на транслируемой пленке. Получившийся фильм поделен на семь бесконечных эпизодов, которые транслируются на семь телевизоров. В сюжетах Веревкин не просто бегает по коридорам музея, а скрывается, 'испытывает наркотическую ломку' у батареи, делает фрикционные движения на полу, подслушивает у двери и прочее. Таким образом он 'показывает тотальный контроль за личностью' и отсылает к чувству вины, которое, по словам Макса, очень свойственно удмуртам. Контекст для этой видеоинсталляции создают семь соцреалистических картин из хранилищ музея. На одной из них - очаровательные штукатуры, которые, по версии Веревкина, сотрудничающего сегодня с одной из строительных организаций, выглядят абсолютно так же, как и современные нам представители этой профессии. На других полотнах - милиционер, пионерки, работники, строители и Красная площадь. В общем, выстроено все таким образом, что в начале экспозиции зритель находится как бы на земле, созерцая штукатуров и строителя, затем проходит телеэкраны с мечущимся Веревкиным - это 'чистилище', и попадает в 'рай' - с парадом на Красной площади и пионерками-гуриями, ухаживающими за саженцами на школьном участке... Ассоциации с семью смертными грехами Веревкин назвал уместными, но просил не углубляться. Автор экспозиции философски отнесся к тому, что народ на выставку не 'ломанулся', - это, по его мнению, нормальное отношение к современному искусству. После автора слово попросил арт-критик Александр Панов. Он рассказал, что приглашать художника в качестве куратора проекта в музей стало за рубежом уже раздражающей традицией. Успех или неуспех, содержание доз того или иного искусства, участвующего в выставке, зависит от художника-куратора-организатора, его вкуса. Ничего новаторского в проекте Веревкина Панов не нашел. Но работники музея возразили, что для Ижевска это ново и свежо. Картины из нашего советского прошлого г-н Панов окрестил как 'увядший соцреализм', 'протухший язык', 'деградация и формализм', но все-таки признал, что от них становится весело, так как на них 'воспитан наш глаз'. После чего Макс потребовал перекур и, шаря в карманах куртки, удалился. А разговор плавно вышел на обсуждение надвигающегося фестиваля 'Культурная столица ПФО'. Александр Панов, как один из членов фонда 'Культурная столица', сообщил, что в Нижнем Новгороде знают, что в Ижевске есть такая гиперактивная 'ГАлереЯ', которая 'лапками взбивает' нечто, а о Музее изобразительных искусств там знают только то, что нужно стены покрасить, а то зело облупились. Искусствовед Валентина Гартиг, представлявшая интересы музея, самокритично ответила, что, наверное, это их ошибки в рекламе, и попросила совета у присутствующих, в том числе и у прессы. Поскольку пресса была представлена только газетой 'День' в моем лице, я назвала несколько возможных причин отсутствия интереса к музею у зрителя и у прессы. Но уже одно лишь упоминание 'Дня' сразу переключило мысли части сотрудников музея в другое русло. Посыпались упреки в наш адрес за 'неправильное' освещение проблем художественной жизни республики. К чести ведущей, она спустя некоторое время все-таки остановила этот поток уязвленного самолюбия и перевела разговор в русло обсуждения 'Культурной столицы'. Г-на Панова спросили, действительно ли статус 'Культурной столицы' есть признание 'экономической импотенции региона', о чем сообщило недавно одно из местных СМИ. Критик назвал это полной чушью. 'Культурная столица' - не помощь 'сирым и убогим' территориям, а дополнительный шанс заявить о себе, о культуре региона. На этой мажорной ноте круглый стол и завершился. Осталось дождаться января, когда проект 'Культурная столица' начнет потрясать умы и воображение ижевчан.