фото Как гласит народная мудрость - друзья познаются в беде. Вот и ситуация с фитопланктоном, неожиданно заполонившим Ижевский пруд, стала своеобразной 'проверкой на вшивость' практически для всех участников социального 'ревю'. Кто как себя проявил и что же из этого следует, мы и решили выяснить.
Журналисты Перефразируя мнение республиканских чиновников - 'этим, как всегда, больше всех надо'. И действительно, не подними республиканские телевизионщики и газетчики шум, жители Ижевска так и принюхивались бы к водопроводной воде, не понимая, в чем дело, под тихое одобрение местных руководителей. Приятно отметить, что акулы пера и микрофона были на этот раз более или менее солидарны, заняв однозначную позицию - вода так пахнуть не должна. Первые крики о помощи раздались с экранов 10-12 сентября. Самой активной по привлечению к ответу всевозможных экспертов стала телекомпания ТВС, которая даже заказала собственную экспертизу в лаборатории УдГУ. Государственные СМИ ограничились официальными заявлениями о том, что запах вполне безобиден. Именно журналистам принадлежит 'пальма первенства' в присвоении неповторимому букету ароматов названия - 'запах дуста', хотя сам дуст, скорее всего, мало кто действительно нюхал, но аналогия получалась сильная - горожане стали опасаться за свое здоровье. В итоге СМИшников в очередной раз обвинили в нагнетании обстановки и раздувании проблемы.
Экологи К этой категории журналисты приписали практически всех, кто мог дать хоть какие-то вразумительные объяснения приключившейся напасти. Практически все обнародованные заявления говорили: водоросли выделяют альготоксины, вода опасна для здоровья, подавать ее населению - преступление.
Врачи Беда не приходит одна. Одновременно с атакой сине-зеленых в Ижевске резко подскочила заболеваемость серозным менингитом, который поражал в основном детей. В первые дни после обострения ситуации врачи городской инфекционной больницы отважились сообщить, что 'половина обработанного материала говорит о том, что дети заразились через воду'. Правда, эту информацию тут же опроверг руководитель управления здравоохранения Ижевска Андрей Воздвиженский, после чего все чиновники стали придерживаться этой удобной точки зрения. Комментарии врачи больше не давали.
'Ижводоканал' Больше всего досталось ведомству Анатолия Задоянного, которого как-то негласно решили сделать крайним. Но не получилось. 'Водоканал', несмотря на официальные заявления, что вода соответствует всем нормам и ГОСТам, а неудовольствие связано лишь с неприятным запахом, буквально вскоре заказал в Перми новые модернизированные угольные фильтры, составил план мероприятий по улучшению качества питьевой воды, куда вошли и внеплановые промывки водопроводных сетей, ограничил забор с акватории Ижевского пруда и т.д. Согласно смете расходов денег на первоочередные мероприятия нужно было порядка 4 млн рублей, большая часть из которых легла на 'Водоканал'. Кроме того, именно 'Ижводоканал' на свои же средства заказал в Москве дополнительную экспертизу качества питьевой воды, результаты которой впоследствии чиновники попытались скрыть от журналистов.
Санэпиднадзор Санитарные врачи отнеслись к проблеме философски и обратили внимание только на запах. Как сообщил одному из местных телевизионных каналов главный санитарный врач УР Николай Забродин, запах, конечно, только следствие. Но как изменится состояние здоровья в связи с причинами этого запаха, данных в ЦСЭН нет. Однако специалисты ведомства позаботились о горожанах и довели до их сведения информацию, что и в ижевских родниках микробиологические показатели воды не отличаются стабильностью. А в результате исследований качества воды в двадцати двух артезианских скважинах Ижевска тоже обнаружено превышение предельно допустимых концентраций химических веществ...
Городские власти Как раз в момент обострения ситуации вдруг выяснилось, что мэр города как таковой отсутствует. Отправившись в отпуск еще 1 августа, Виктор Балакин прямо из него переместился на больничную койку, где и пробыл до октября, то есть как раз до того момента, когда вода в связи с первыми холодами сама собой перестала так отчаянно благоухать. 15 октября в ижевской администрации состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, где было принято 'соломоново' решение не считать ситуацию с водоснабжением в городе чрезвычайной. Позицию самого Балакина по этой проблеме общественность узнала лишь во второй половине октября, когда на одном из заседаний Городской общественной палаты градоначальник заявил, что проблема, возникающая с питьевой водой, напрямую связана с очисткой пруда, который является... федеральной собственностью. Средства на его очистку должны выделяться из федерального бюджета. Кроме того, мэр предложил создать попечительский совет Ижевского пруда.
Республиканское руководство Ему, без сомнения, принадлежит, пожалуй, самая важная роль в этой истории. Чего стоит только фраза президента Волкова об исключительно природном происхождении запаха и обещание, что природа сама все должна исправить. Так оно, надо сказать, и случилось - запах исчез, а президент на радостях пообещал выпить на глазах у публики большой стакан воды из-под крана. Обещал и, наверное, выпил бы, как всякий порядочный человек, вот только некстати приключились выборы, и президенту пришлось уйти в отпуск. Так что публичное возлияние пока пришлось отложить на неопределенный срок.
Федералы Так получилось, что именно с приездом в Ижевск заместителя председателя комитета по экологии Государственной Думы РФ Михаила Малахова в середине октября население узнало новое слово в истории с пахнущим Ижевским прудом. Федеральный гость объявил, что согласно проведенным в Москве исследованиям в воде обнаружено вещество под названием 'геосмин'. По удивленным лицам журналистов стало понятно, от СМИ эту информацию по непонятным причинам местные чиновники скрыли. Хотя вещество это малоизученное и говорить о его отрицательном влиянии на человеческий организм ученые пока не могут. Правда, в распространенном через администрацию города пресс-релизе 'Ижводоканала' черным по белому значилось: 'Геосмин относится к группе веществ биологического происхождения, продукт жизнедеятельности водорослей. Эти вещества безвредны для здоровья и встречаются в природных продуктах питания довольно часто. Геосмин придает водопроводной воде запахи: 'затхлый', 'землистый', 'болотистый', 'травяной', 'плесневый', а в сочетании с различными одорантами придает 'дустовый' оттенок запаха. Посторонние запахи и привкусы питьевой воды не относят к характеристикам, опасным для здоровья населения. Их появление ухудшает качество воды 'по эстетическим' показателям'.
Хозяин Ижевского пруда Пока проблема недвусмысленно напоминала о себе гнилостным запахом, ижевчанам обещали непременно сообщить, кто же является хозяином пруда и соответственно должен прекратить безобразие в дальнейшем. Городские и республиканские власти дружно кивали в сторону федерации, хотя республиканское Минприроды не было столь категорично. В свою очередь Михаил Малахов обещал помочь организовать необходимые встречи наверху, чтобы раз и навсегда прояснить этот вопрос. Пока официальных сообщений на этот счет не поступало...
Виновники Кого только не записывали в число 'расхитителей', 'вредителей' и 'врагов' удмурт-ского народа. Первоисточником неприятного запаха объявили распоясавшиеся вследствие теплой погоды сине-зеленые водоросли. По официальной версии, запах должен был исчезнуть с наступлением холодов. Однако ушлые журналисты в 'детские сказки' не поверили. Версии множились день ото дня. Удалось выяснить, что нет очистных сооружений в интернате для психических больных в поселке Нагорном, сточные воды прямиком устремляются в пруд. То же самое происходит с пищевыми отходами и канализационными стоками от многочисленных летних кафе, располагавшихся на набережной пруда. По мнению специалистов управления природных ресурсов Ижевска, виновниками произошедшего стали строители 'Удмуртавтодора', которые при строительстве объездной дороги не вывезли торфяные валы, вода с которых скатывалась прямо в Ижевский пруд. Правда, руководство предприятия эту информацию опровергло. Как всегда, в самый неподходящий момент выяснилось, что пруд за всю историю его существования никто никогда не чистил. Да, 'Концепция по оздоровлению Ижевского пруда как источника питьевого водоснабжения' была разработана еще в 1997 году. Однако средств на ее осуществление не выделялось. И действительно, зачем? Пока хозяина пруда не найдут, надо ли тратиться впустую?
Несчастные толстолобики Почему-то мне кажется, что и в следующем году ижевчанам не избежать отнюхать воды из любимого водоема. Посудите сами, формирование республиканского бюджета на 2004 год близится к своему логическому завершению. Обещанная отдельная строка на 'мероприятия по очистке пруда' нигде, кроме как в большом зале резиденции Президента УР, не озвучивалась. А если учесть, что размер дыры в будущем бюджете уже сейчас заставляет чиновников хвататься за сердце, можно предположить, что деньги на очистку ижевской жемчужины, даже если и запланируют, вряд ли реально выделят. Ждать помощи из федерального центра, конечно, можно, но говорить о ней как о свершившемся факте не стоит. Так что придется, похоже, в следующем году отдуваться за халатность чиновников всех уровней власти несчастным толстолобикам, которых президент Волков обещал непременно запустить в пруд в качестве борцов с сине-зелеными водорослями.