фото Детство Данны
- Данна, расскажи, как ты попала в мир балета...
- Когда меня мама везла в Новосибирск, я даже не знала, что еду поступать в балетное училище. Я тогда жила в Казахстане и увлекалась гимнастикой. Поэтому, наверное, мне запомнилось поступление в училище, когда много детей, все переживают, смотрят, готовятся.
- Был конкурс? - Был огромный конкурс. Принимали всего 15 детей, а пришло на просмотр человек 300. Очень строгий и профессиональный отбор. Бывает, что просят подождать год, а потом прийти еще раз, но меня приняли сразу,
- Получается, что уже с восьми лет ты самостоятельная, наверное, было трудно? - Сначала - да, но потом целиком уходишь в балет. Помню, когда я была еще маленькая, участвовала в конкурсе и стала его лауреаткой. У меня была очень сложная вариация, с турами и прыжками, в училище мы этого тогда еще не проходили. После того как я выступила, поняла, что балет для меня это - все. Балет - мое призвание.
- Наверное, в училище запрещали встречаться с противоположным полом? - Нет, конечно, кое-кто и встречался... Но, вообще, стараются жизнь связывать с теми, кто знает и понимает эту профессию. Многие не понимают, как можно с утра до вечера находиться в театре и без конца репетировать...
- Опиши, пожалуйста, свой день. - В училище мы занимались с утра и до вечера, у нас был один час перерыва. А сейчас у меня репетиция с десяти до двух часов. Потом, как у всех (в театре. - А.К.), с двух до шести у нас домашние дела. С шести до девяти - снова репетиции или спектакль.
Редкое хобби,или Почему Жизель не распустила волосы
- О домашних делах. Что можно успеть за три-четыре часа?/
- Что-то приготовить. Раньше в училище мы не готовили. У нас там даже кухни не было, никто не мог подсказать и научить. Сейчас я хорошо готовлю, и мне нравится этим заниматься. На какие-то другие домашние увлечения, например вязание или шитье, уже нет времени.
- Вернемся к балету. Ты танцуешь только классику? - Нет. Когда я ездила на международные конкурсы в Казань и Санкт-Петербург, там в обязательном порядке должны быть современные номера таких балетмейстеров, как Баланчин, Мац Эк, А. Бавыкин.
- Тебе что больше нравиться танцевать - классику или модерн? - Классику... Классика мне ближе. Нас еще в училище учили, что классика - это настоящее.
- Тогда почему в твоем премьерном спектакле здесь не было классической сцены безумства Жизели с распущенными волосами? Твои новые поклонники сожалеют, что не увидели тебя с распущенными волосами. - Распускать волосы не каждой балерине идет. Когда я готовилась к этому балету, то прочитала много литературы об истории постановок 'Жизели'. Раньше в этой сцене солистки простоволосыми не танцевали, да и у меня короткие волосы.
- Как тебе наша балетная труппа? - В прошлом году я участвовала в гастролях вашего театра в Китае и уже тогда получила представление о балетной труппе. К сожалению, в ней практически нет выпускников хороших хореографических школ. Поэтому и чистота в технике исполнения 'хромает'. Чтобы все было одинаково у всех, пяточками вперед, синхронно, а не как бог на душу положил. И очень много танцоров пенсионного возраста (в балете 'на пенсию', то есть со сцены, уходят в 35 лет. - А.К.), которые выходят в главных партиях, что, мягко говоря, не принято в уважающих себя театрах.
- У тебя здесь уже появились подружки, приятельницы? - Нет, я со всеми хорошо общаюсь. Еще не так много времени прошло с момента моего приезда, я не знаю, что там у меня за спиной говорят. Хотя в любом театре это обычное дело.
Ижевск глазами балерины - Какое впечатление на тебя произвел Ижевск? - Мне довелось побывать во многих городах, в том числе и в разных столицах. Странно, но в Ижевске как бы отсутствует центр как таковой. Во всех столицах, как правило, есть такая красивая центральная площадь. Мне кажется, этого Ижевску не хватает. Еще чистоты маловато.
- А что понравилось? - Мне понравились здесь молочные продукты. Нигде такого не пробовала. В городе много детей, молодежи, много приветливых лиц.
- Своим дебютом ты довольна? - Судя по аплодисментам, думаю, что ижевчанам я понравилась. Конечно, очень приятно сознавать, что у меня могут появиться среди ижевчан поклонники, настоящие ценители классического балета.
- Где в следующий раз тебя можно будет увидеть? - Это будет Вечер балета, в котором первым актом пойдет 'Шопениана' (в ней я не участвую), я танцую 'Лебединое озеро', второй акт.
Вступление 'Варяга'
Тут к нашему разговору с примой подключился главный балетмейстер театра Дмитрий Вершинин. - В свое время, когда я здесь начинал работать, был очень сильный коллектив. Буквально за два-три года он сплотился из молодых талантливых выпускников училищ Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми. Потом приехали маститые, народные и заслуженные из Красноярска, Йошкар-Олы, Сыктывкара. Это был сильный костяк, пошел репертуар театра, были поставлены 'Жизель' и 'Лебединое озеро'. Куда потом все это делось?..
- Что нужно для возрождения балета в Удмуртии? - Я считаю, нужен интерес тех, кто у власти. Например, никто никогда раньше не слышал о краснодарском балете, пока туда не пригласили Григоровича, но с одним именем, пусть даже всемирно известным, человеку ничего не сделать, нужна заинтересованность первых лиц. Это значит - финансы и квартиры. Только этим сейчас можно привлечь труппу. Привлечь труппу - значит создать репертуар. Достаточно выделить комнат 10-20 в общежитии, обустроить, и кадры сюда поедут.
- Вы уже знакомы с нашим министром культуры? - Нет. Вообще-то, это нонсенс - два месяца я на этой должности, а еще не знаком с министром. К 4 ноября готовили правительственный концерт. Насколько я знаю по своей практике - балетные номера, номера хороших вокалистов составляют основной костяк выступлений перед президентом, приезжими высокопоставленными гостями, в концертах к различным юбилеям города, республики. Все эти торжественные мероприятия проходят в театре. Театр - это своего рода 'лицо' города и республики. Мы предлагали два балетных номера в концерт, посвященный годовщине государственности республики, но они не прошли отбор. По каким причинам, неизвестно.
- Даже просмотра не было... - сожалеет Данна. - В Новосибирске мэр или губернатор лелеют балетную труппу. Как я уже говорил, любому, кто бы ни приезжал, показывают, прежде всего, балетный спектакль в оперном театре. У вас же первым делом выпускают художественную самодеятельность, забывая профессиональный балет. Это очень обидно.
- Вы достаточно смелые речи ведете... - Я уже не раз слышал, что меня здесь называют 'варягом'. Мол, приехал и хочет все по-быстрому изменить, да еще с какими-то академическими замашками. Я здесь на своем месте и делаю свою работу, которую обязан делать добросовестно, честно и на все сто процентов. Я бы хотел работать в этом театре долго. Но здесь только около 30% профессиональной балетной труппы, а решения кадровой проблемы я не могу ждать десятилетиями. И республика не может. Любая уважающая себя столица, например Казань или Уфа, всего несколько лет как имеют хореографические училища, а их театры уже процветают. В Ижевске нет училища, и приходится в рабочем режиме вычищать технику труппы. Все это отражается на кордебалете: постановка рук, ног - разная! Чтобы это 'причесать', требуется не один месяц работы... Все хореографы здесь варятся в собственном соку, мечтают об училище, но каких-то реальных перспектив нет.
- Что Вы можете сказать о нашей театральной публике? - Для нас любой зритель - хороший. Здесь, конечно, публика несколько иного плана, чем, скажем, в Новосибирске. В каких-то местах зритель просто не знает, нужно аплодировать или нет. Я понял, что город молодой, в зале в основном школьники и студенты. Откуда им набраться театральной культуры? Все очень демократично: нет моды ходить в театр в вечерних костюмах, публика может себе позволить посвистеть-покричать, потопать. Как-то мне пришлось побывать на гастролях в Аргентине, там во время действия зрители не аплодируют, а в конце спектакля топают ногами. Мы думали - все, провалились, но оказалось, что это выражение настоящего зрительского экстаза. У вас же получается смешение разных культур, наверное, из-за того, что ижевский зритель много путешествует (смеется)...