Пик массовой многоэтажной застройки удмуртской столицы пришелся на начало 80-х годов, так что в 2003 году заканчивается нормативный срок службы у 80% лифтов. Даже если старичок еще не стал жертвой вандалов или не обнаружилась какая-нибудь неисправность в его механике, по происшествии 25 лет лифт должен остановиться. Специалисты проведут экспертизу и либо дадут разрешение на дальнейшую эксплуатацию в течение еще трех лет, либо назначат реанимационные процедуры - капитальный ремонт. В 2002 году было обследовано 138 лифтов, на 2003-й запланировано 170 единиц. Капитальный ремонт лифта - процедура довольно сложная и к тому же дорогостоящая. Деньги, которые ежемесячно платит население, направляются и на текущее содержание лифта, оплату электроэнергии, работу диспетчерских служб и аварийных бригад, обследование лифтового хозяйства, но не на капитальный ремонт. Причем население платит 100% от установленного тарифа. Правда, по словам специалистов ГЖУ, экономически обоснованный тариф на самом деле в два раза выше существующего - в процессе утверждения Экспертный совет администрации города уменьшил размер ежемесячной платы, не включив в тариф для населения составляющую на капитальный ремонт. Таким образом, ремонт и замена ижевских лифтов финансируются из бюджетов разных уровней. Правда, это происходит далеко не в тех объемах, что необходимо, а это может обернуться для Ижевска большой неприятностью. Сейчас из 2430 имеющихся лифтов по разным причинам стоят порядка 80-ти: на одних истек срок эксплуатации, на других проводятся обследования, ремонтные работы, специалисты ликвидируют последствия вандализма и краж. Описывать чувства людей, ежедневно (а то и не по разу) преодолевающих подъем на 9-й, 12-й, 16-й этажи, я не буду. А вот последствия хронического недофинансирования можно и нужно обрисовать. Например, по сообщениям СМИ, в Самаре согласно предписанию управления Гостехнадзора в один прекрасный день встали одновременно... 400 лифтов! Теперь стоит подсчитать, сколько же денег необходимо, чтобы обеспечить ижевским лифтам долгое и счастливое существование хотя бы до конца текущего года. Обязательное обследование одного лифта стоит 5 тыс. руб., то есть только в этом сезоне где-то нужно найти 850 тысяч рублей. Капитальный ремонт обойдется в 40 тысяч рублей - еще около 7 млн. Замена лифта с демонтажем, монтажом и пусконаладочными работами - 500 тысяч рублей. В текущем году на эти цели реально получено 15 млн рублей. На эти средства заменено два лифта, заключены договоры на демонтаж еще 13-ти. Из 170 подлежащих обследованию проверены 163 лифта, на 145 проведен капитальный ремонт, идут работы на 18 лифтах. Особое беспокойство вызывает следующий 2004 год, на который запланировано обследование 220 лифтов, капитальный ремонт 192-х, замена 28 единиц, переходящая замена с 2002-03 гг. - 58 лифтов. Необходимая сумма тоже впечатляющая - 52 млн рублей. И это только запланированные расходы. Надо помнить, что городские вандалы не дремлют - каждую неделю в Ижевске заботами некоторых 'активных' граждан из строя выходят 3-4 лифта (!): вынимаются платы, снимаются ограждения дверей кабины и шахт, поджигаются кнопки и пластиковые детали. Чтобы вернуть подъемный механизм к жизни, также нужны деньги. Единственное обнадеживающее обстоятельство - рост числа обслуживающих лифты компаний. Если в прошлом году их было три, то на 2004-й заявки подали уже пять претендентов. Право на обслуживание того или иного городского сегмента компании получают по результатам конкурса. А это значит, что у управляющей компании и жителей города появляются дополнительные гарантии обслуживания лифтового хозяйства Ижевска.