Уже целый год авторский коллектив в составе семи человек работает над этой 'неподъемной', по выражению главного архитектора города Владимира Некрасова, темой. Четыре раза она выносилась на публичное обсуждение. Как отметили все члены совета, эволюция проекта налицо. По мнению Некрасова, пока концепция далека от 'работающей'. Но с каждым этапом обсуждения замечания руководителей служб и ведомств города учитываются разработчиками, которые вносят изменения и уточнения в эскизный план. Руководит авторским коллективом Сергей Макаров, хозяин известной читателям 'Дня' 'Мастерской Макарова'. Он и представлял членам Градостроительного совета кажущийся на первый взгляд фантастическим проект будущей набережной. Самое примечательное в нем - мост, соединяющий северный и южный берега пруда, и небольшой 'остров Вахрушев' в северо-восточной части акватории рядом с бульваром Грибоедова. Названия достаточно условные, пояснил руководитель проекта, отражающие как историческую специфику местности, так и ее ландшафт. Достаточно богато выглядит в проекте будущая садово-парковая зона вдоль восточного берега водного зеркала, рядом с монументом Дружбы народов. Сады 'Версаль', 'Террас', 'Дельта', 'Каньон', летний Генеральский сад украсят пешеходную прогулочную часть набережной, а облагородить закопченные заводские трубы призван будет сад Болот у 'Ижмаша'. Кстати, по мнению Владимира Некрасова, обустройство пешеходной зоны по улице Милиционной может стать наиболее осуществимым (в части финансирования) делом. Ижевская пристань в будущем радикально преобразится, превратившись в речной вокзал. Он будет располагаться не на прежнем месте, а рядом с пляжем, а старая пристань, возможно, станет просто ремонтной базой для катеров. Преимущества нового речного вокзала очевидны - близость транспортных магистралей и многоуровневых автостоянок. Дискуссия на совещании носила спокойный характер. Пожалуй, самым напряженным моментом обсуждения стало инженерно-техническое обоснование концепции. По мнению начальника Управления природных ресурсов и окружающей среды Николая Попова, это главный стержень проблемы. Несмотря на то, что проектом предполагается создание системы локальных очистных сооружений на месте существующих ныне автостоянок, у завода 'Купол', в районе пляжа и у реки Подборенки, члены совета высказали ряд замечаний. Они касались проблем освещенности и снижения уровня шума, размещения насосных станций, целесообразности возведения моста. Против соединения северного и южного берегов пруда выступил Евгений Шумилов, сказав, что делать это недопустимо. Резюме под обсуждением подвела главный художник города Елена Чугуевская. Она отметила очевидную эволюцию проекта, однако посоветовала тактичнее подходить к дальнейшей проработке документа. Журналистов же интересовали сроки появления того или иного объекта. Владимир Некрасов остудил 'горячие головы'. На нынешнем Градостроительном совете была представлена далеко не последняя версия проекта. Когда же он (проект) дойдет до стадии утверждения, то должен стать своего рода 'приманкой' для инвесторов, бизнес-планом города. Предстоят миллиардные затраты. Предполагается, что 'набережная революция' будет происходить постепенно. А на сегодня самыми привлекательными сферами для инвестиций пока являются торговля и общепит. На такие средства строительство высотного здания или многоуровневой стоянки не осилить. Поэтому сегодняшний Ижевск строится в основном на уровне полуподвалов и цоколей. Однако и первые реальные инвесторы уже замаячили на горизонте. Так, объектом их интересов стала территория, прилегающая ко Дворцу творчества юных (бывшему Дворцу пионеров), где предлагается разместить спортивно-оздоровительный комплекс. Так что первые элементы проекта смогут увидеть наяву уже нынешние поколения жителей.