фото По оценке инвестиционной привлекательности, присужденной Удмуртии в 2003 году рейтинговым агентством 'Эксперт РА', а также по динамике инвестиционного процесса относительно других субъектов Приволжья республика находится на полпути к группе окружных лидеров. И другого выбора у Удмуртии нет, потому что столько же нас отделяет от регионов-неудачников, которым при грядущем дефиците ресурсов уготована роль экономического субстрата. Когда речь заходит о механизме принятия инвестиционного решения, чаще всего находятся сторонники двух подходов. Одни утверждают, что вкладывают всегда в конкретного человека - руководителя проекта, директора завода. Об этом заявлял на одном из совещаний в правительстве пару лет назад директор 'Буммаша' - тогда в предприятие как раз было инвестировано несколько миллионов долларов, кажется, зарубежными партнерами. Безусловно, точка зрения о роли личности в привлечении инвестиций верна - но главным образом для территорий с депрессивной или нестабильной социально-экономической ситуацией. Другой подход заключается в оценке потенциала и совокупности рисков, имеющихся в регионе, где будет осуществляться проект. Какой бы отличной репутацией и опытом освоения денежных средств не обладал исполнитель, инвестор будет принимать решение, основываясь, в первую очередь, на региональных характеристиках. Если бы это было не так, мы бы никогда не увидели ежегодных рейтингов инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата регионов и городов России. А Татарстану, Башкирии и Пермской области было бы абсолютно все равно, как они позиционируются в таблицах европейских рейтинговых агентств. Удмуртия, на первый взгляд, занимает достаточно устойчивые позиции в регионе. Однако факты говорят сами за себя: нефтедобыча и машиностроение контролируются по большей части извне республики; банк-агент правительства Удмуртии куплен банком правительства Башкирии; Татарстан затопляет удмуртские земли, потому что ему нужно вывести на проектную мощность Нижнекамскую ГЭС; 'Ижи' делают самарцы и т.д. А продажа госпакета ЧМЗ? Невозможно себе представить, как Шаймиев или Рахимов добровольно лишают себя контроля над предприятием, входящим в пятерку крупнейших налогоплательщиков в республиканский бюджет. Тот факт, что у нас бюджетный дефицит 15 процентов, а у них профицит в два раза больше, в глазах инвестора уважительной причиной не является. Итак, посмотрим, кто в Приволжском округе (ПФО) первый кандидат на межрегиональную 'колонизацию' и чем могут поживиться в Удмуртии ее более удачливые соседи.
От чего уберечься
Каждый инвестор желает иметь гарантии получения дохода с вложений либо, по крайней мере, их возврата. Соответственно, каждый инвестор просчитывает риски. По итогам 2002-2003 гг. аналитики 'Эксперт РА' присудили Удмуртии 25-е место в рейтинге инвестиционного риска. По сравнению с предыдущим исследованием 2001-2002 гг. Удмуртия совершила огромный скачок - с 41-го места! - и на сегодняшний день относится к территориям с 'умеренным риском'. Это самая многочисленная группа, в нее входят около трети субъектов РФ. В том числе большинство областей и республик ПФО. Среди 14 регионов Приволжья Удмуртия занимает по уровню инвестиционного риска 7-е место вслед за Кировской областью. Интегральный риск раскладывается на составляющие. Интересно, как оценивают эксперты социально-экономическую и особенно представляемую как главное достижение региональных властей политическую стабильность в республике. По последнему показателю мнения президента Удмуртии и специалистов 'Эксперт РА' в целом совпадают: 39-е место по России и 7-е в округе - это достаточно высокая оценка. Первое место у Татарии, у Башкирии - лишь пятое. Два других региона-лидера ПФО - Самара и Пермь - замыкают список. Отсюда вывод: политическая стабильность не является безусловным фактором инвестиционной привлекательности и экономического развития. В Удмуртии высокие, по российским меркам, экономический (54-е место) и социальный (62-е место) риски инвестирования, которые, по мнению составителей рейтинга, отражают неустойчивую ситуацию в той и другой сферах. Если мы взглянем на Мордовию, предсказуемость политической ситуации в которой на таком же уровне, как в Татарстане, то их 'Эксперт'ные оценки социально-экономической ситуации еще хуже, чем в Удмуртии. Зато нашей республике поставлена сравнительно высокая оценка бюджетного процесса и финансового результата работы предприятий - 3-е место в ПФО и 17-е по России. Законодательная база отношений с инвесторами в Удмуртии тоже котируется в России - 23-е место, хотя средневзвешенный индекс инвестиционного риска в Удмуртии ниже среднероссийского и равен 0,9300 при значении 1,0000 по стране. Для сравнения, лучший показатель в ПФО у Татарстана - 0,8110, худший у Марий Эл - 1,1540.
Чем поживиться
Умеренный риск - это еще не все. Каждый инвестор желает знать, на какой базе будет разворачиваться его проект в регионе. По версии 'Эксперт РА', инвестиционный потенциал Удмуртии (39-е место) позволяет ей войти в группу регионов с 'пониженным потенциалом'. Любопытно, что по соотношению риска и потенциала республика сегодня находится в такой же ситуации, как в 2000 году (24-е и 36-е места тогда и 25-е и 39-е - сейчас), накануне экономического спада. В масштабе ПФО у республики 8-е место. Первое - у Самарской области, последнее - у Марий Эл. Сочетанием 'умеренный инвестиционный риск + пониженный потенциал' в Приволжье наряду с Удмуртией обладают Чувашия, Кировская, Оренбургская и Пензенская области. Доля республики в общероссийском инвестиционном потенциале равна 0,76 процента. Это в 3 раза меньше, чем у Самары, в 2,6 - чем у Татарии, и даже в 1,7 раза меньше, чем у Саратовской области. Более того, в 2003 году эксперты агентства понизили ранг инвестиционного потенциала Удмуртии на одну позицию. Рассмотрим кратко его составляющие. По прогнозам, через два года экономика России столкнется с проблемой нехватки рабочей силы для поддержания темпов роста. В том числе квалифицированных кадров. Следовательно, можно ожидать повышения конкуренции между регионами за трудовые ресурсы. Удмуртия в этом плане - лакомый кусок. 'Эксперт РА' оценивает трудовой потенциал республики в 2002-2003 гг. престижным 15-м местом в списке российских регионов. Например, у Прикамья только 25-е место. Зато производственный потенциал наших соседей выше, поэтому в свете ожидаемого кризиса в области занятости части трудоспособного населения Удмуртии вполне возможно предстоит двигать экономику Прикамья. И все же инвестор не должен упустить из внимания 27-е место республики в РФ по совокупному результату хозяйственной деятельности. Хотя у всех ближайших соседей, кроме Кирова, он, как уже говорилось, выше. По покупательной возможности населения Удмуртия занимает 39-е место, по инновационному потенциалу - 36-е, развитию инфраструктуры - 38-е место в России. Даже по развитию рыночной среды мы почти в 'тридцатке' лучших регионов. Неплохие оценки. Единственный серьезный провал - уровень обеспеченности основными видами природных ресурсов (62-е место). Но даже это поправимо: при достаточном финансировании геологоразведки в Удмуртии могут быть обнаружены новые запасы нефти. Тем более доступны для работы другие направления по повышению инвестиционной привлекательности республики. И эта работа сегодня просто необходима, иначе Удмуртия не перестанет быть мишенью для экономических интервентов.
Самый средний регион
Благодаря своему 'срединному' положению республика находится в наиболее уязвимом положении перед инвесторами агрессивного типа поведения. Собственно, такого рода 'сотрудничество' мы наблюдаем все последние годы. Территории с низким потенциалом и высоким риском вложений малоинтересны инвесторам всех мастей. 'Хорошие' инвесторы любят сильные регионы с понятными и неизменными правилами игры, хорошо развитой инфраструктурой, рынком и высоким уровнем жизни, который обеспечивает стабильный спрос. Агрессоры с такими регионами, вернее с их властями, предпочитают не связываться. Их поле деятельности - территории, по терминологии 'Эксперт РА', с пониженным инвестиционным потенциалом, типа Удмуртии. Здесь есть что взять. С другой стороны, административное сопротивление, скорее всего, окажется бесполезным (представление о могуществе местных властей инвестор может получить из того же рейтинга инвестиционного потенциала региона). Сегодняшний объем инвестиций - это прогноз завтрашнего дня региона. По интенсивности инвестиционной деятельности в ПФО сформировалась четкая группа лидеров: это Татарстан, Башкортостан, Самара, Пермь и Нижний Новгород. Группа отстающих регионов - в нее входят Марий Эл, Чувашия, Кировская и Пензенская области. Удмуртия - где-то посередине. Кое-кто в руководстве республики считает, что это неплохо, и требует не опускаться ниже седьмого-восьмого места в ПФО. Но какой ценой это достигается? Для республики, пожалуй, было бы легче и дешевле припустить за лидерами, пока 'инвесторы' не увели у нас последнее. Есть, конечно, еще один путь, самый простой - в противоположном направлении. Еще несколько лет упорной борьбы по поддержанию штанов, и он может остаться единственно возможным.
Инвестиции в основной капитал и иностранные инвестиции на душу населения в регионах ПФО в I полугодии 2003 года