фото Сравнение последних достижений республики с показателями соседей по ту и эту сторону уральского хребта поможет более объективно оценить сегодняшнее состояние социально-экономической сферы республики. В данном обзоре помимо Удмуртии будут фигурировать шесть регионов, простирающихся от северного до южного Урала, - Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская области и Башкортостан.
Все профессии важны
Высокий объем промышленного производства на душу населения является надежным признаком социально благополучного региона. Чтобы понять, как далеко Удмуртия находится от 'черты богатства', посмотрим данный показатель у лидирующих регионов нашего списка. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях в I квартале текущего года было произведено промпродукции на сумму от 18 до 21 тыс. рублей на душу населения. В Удмуртии выпуск продукции промышленности за этот же период составил 13,8 тысячи рублей в расчете на одного жителя. Таким образом, чтобы иметь такие же производственные показатели, как у лидирующих территорий, нынешний объем промпроизводства в республике должен быть увеличен примерно на 30 процентов без учета ежегодного роста. Еще хуже ситуация в Курганской области: по объему промпроизводства на душу населения регион отстал в 2 раза от Удмуртии и в три - от лидеров списка. По данным за январь-февраль текущего года, отрасль машиностроения и металлообработки (МиМ) занимает в структуре промышленного производства Удмуртии 30 процентов. Поскольку положение данной отрасли особенно сильно зависит от объема госзаказа, а основной объем промпроизводства формируют всего три субъекта - группа 'Ижмаш', ИЭМЗ 'Купол' и ФГУП 'Воткинский завод', - засилье обрабатывающих предприятий в удмуртской промышленности пока не приносит республике значительных дивидендов. Данный факт подтверждает статистика: за I квартал текущего года отрасль заработала всего 140 млн рублей чистой прибыли, или 8,3 процента от общего объема прибыли в промышленности республики. В более благополучных по уровню жизни регионах доминирование отдельных отраслей часто еще более выражено, но это ни в коем случае не относится к МиМ. Так, в Башкирии 40 процентов промпроизводства приходится на долю топливной промышленности. В Свердловской и Челябинской областях свыше 50 процентов промышленной продукции выпускается отраслью черной и цветной металлургии. С другой стороны, более высокая, чем в Удмуртии, доля топливной промышленности в экономике Оренбургской области (40 процентов объема промпроизводства) пока не вывела данный регион на уровень развития соседнего Башкортостана. И это несмотря на самый высокий среди рассматриваемых регионов показатель добываемой нефти на душу населения. Наиболее сбалансирована по вкладу крупнейших промышленных отраслей - топливной, машиностроения, металлургии и электроэнергетики - экономика Пермской области: доля каждой из них составляет от 9,5 до 21 процента. Как мы увидим далее, Пермская область - лидирующий по уровню жизни регион не только в ПФО, но и на Урале.
Не так важна нефть, как энергетика
Сокращение гособоронзаказа в 90-х годах и, как следствие, необходимость замещения военных производств выпуском товаров широкого потребления имело неожиданные результаты для Удмуртии. Среди фигурирующих в обзоре семи регионов Урала республика является бесспорным лидером по доле выпускаемых потребительских товаров в структуре промпроизводства - 21 процент по итогам I квартала 2004 года. Для сравнения: в Пермской области на долю ТНП и продуктов питания приходится лишь 9 процентов объемов выпускаемой промпродукции, в Башкирии и Свердловской области - по 8,5 процента. В январе-марте в Удмуртии было выпущено продуктов и ТНП на 2897 рублей в расчете на одного жителя, в Прикамье - на 1685 рублей, в Свердловской области - на 1628 рублей. Таким образом, республика помимо звания оружейного центра претендует также на статус самого конверсионного региона Урала. Хотя значительная ориентация удмуртской экономики на выпуск товаров для народа пока не выливается в улучшение социальной ситуации в республике. Кстати, в Оренбургской области, на которую Удмуртия очень 'похожа', в том числе по уровню жизни, удельный вес ТНП в структуре промпроизводства самый минимальный среди рассматриваемых регионов - 5 процентов, а социальный эффект тот же. Интересно, что в отстающей Курганской области этот показатель достигает 19 процентов - почти как в Удмуртии. Как правило, лидирующие регионы добывают относительно немного нефти - это касается даже Башкирии. В статистике Свердловской и Челябинской областей этот показатель вообще не учитывается по причине своей мизерности. В первые три месяца 2004 года в Башкирии в расчете на одного жителя было добыто 748 кг нефти, в Пермской области - 887 кг. Это вдвое меньше показателя Оренбуржья - 1785 кг нефти на одного жителя. Удмуртия по объему добычи на душу населения занимает в нашем списке 2-е место - 1410 кг за I квартал 2004 года. По сравнению со своими соседями республика вырабатывает мало электроэнергии: 609 кВт/ч на душу населения в течение января-марта. Меньше - только в Курганской области. Например, в Прикамье выработка электроэнергии за I квартал составила 2519 кВт/ч на одного жителя области, в Башкирии - 1565 кВт/ч. Все лидирующие по социально-экономическому положению регионы из рассматриваемого списка производят в месяц около 700 кВт/ч электроэнергии в расчете на душу населения. В Удмуртии, энергосистема которой является дефицитной, этот показатель в 3,5 раза меньше. Экспорт продукции удмуртского производства за январь-февраль 2004 года составил $25 на одного жителя республики. Это самый низкий показатель в нашем обзоре, за исключением показателя экспорта Курганской области ($17,5). Башкирия в январе-феврале экспортировала продукции в расчете на душу населения на сумму в 3,5 раза больше, чем Удмуртия, Пермская область - в 4 раза, Свердловская - в 6 раз больше. Отсюда наблюдение: быть лидером роста и экспортировать продукции менее чем на $40-50 на душу населения в месяц нельзя.
Хлебом единым
В области сельского хозяйства регионы-лидеры, как правило, не блещут - за исключением Башкортостана, многие показатели развития которого, впрочем, нельзя назвать выдающимися: 1674 рубля сельхозпродукции на одного жителя было произведено в этой республике в январе-феврале текущего года. Далее идут Удмуртия и Оренбургская область - соответственно 1490 и 1396 рублей. Однако по доступности основных видов продуктов питания для населения - хлеба, молока и мяса - уральские регионы располагаются в совершенно обратной последовательности. Так, на один среднемесячный доход в марте 2004 года в Пермской области можно было купить 77 кг говядины, а в Удмуртии - только 42 кг. Это соответственно максимальный и минимальный показатели нашего списка. Как видно, доступность мяса варьирует в зависимости от региона в пределах практически 80 процентов. То есть пермяки теоретически съедают почти в два раза больше мяса, чем жители Удмуртии, а доступность мяса и, следовательно, уровень его потребления - один из достоверных критериев, отличающих развитые страны от развивающихся. При анализе доступности молочных продуктов выявляется та же самая картина - Удмуртия в тройке регионов с наименее доступным молоком. На один среднемесячный доход в марте в республике можно было приобрести 310 л молока, тогда как доход жителя Пермской области позволял ему потратиться на 525 л молока - по этому разделу качества жизни Прикамье снова лидирует. Несмотря на меры правительства Удмуртии по регулированию хлебного рынка, доступность хлеба относительно доходов населения республики также остается на низком уровне. В республике самый дешевый хлеб по сравнению с уральскими регионами, но его доступность - 244 кг на один среднемесячный доход в марте - самая низкая. Ниже только в Курганской области. Больше всего хлеба могут потреблять жители Прикамья, доход которых позволял приобрести в марте 397 кг хлеба 1 сорта. Как видим, успехи в сельском хозяйстве на Урале практически никак не связаны с доступностью основных продуктов питания для населения региона. Скорее, здесь наблюдается обратная зависимость.
Эх, жизнь...
Несмотря на непростую социальную ситуацию, по уровню рождаемости республика занимает 1-е место в нашем списке - 193 человека на 100 тысяч населения за январь-март 2004 года. В Челябинской области, где рождаемость самая низкая, этот показатель составляет 163. В результате естественной убыли населения все рассматриваемые регионы, кроме Оренбуржья, где, наоборот, зарегистрирован прирост на 1800 человек, потеряли в численности населения. В Башкортостане смертность превышает рождаемость в 1,36 раза, в Удмуртии - в 1,04 раза. Это лучший показатель на Урале после Оренбургской области, и он означает, что республика практически вышла на 'безубыточный' уровень воспроизводства населения. Для сравнения: в Курганской области умирает почти вдвое больше, чем рождается, в Прикамье - в 1,7 раза больше. Очевидно, что жители России продолжают умирать одинаково много и также одинаково неохотно рожать в регионах самого разного уровня развития: независимо от объемов нефтедобычи, доходов консолидированного бюджета и степени диверсификации экономики. Таким образом, конечный, демографический показатель, суммарно выражающий эффективность всех экономических и социальных мер, оказывается в России неожиданно низким. И если Удмуртия вымирает медленней, чем соседи, то интерпретировать этот факт в положительном ключе как-то дико. С другой стороны, уровень жизни тех же пермяков для многих покажется более значительным обстоятельством, чем несоразмерно высокий уровень смертности относительно прироста населения в области. В общем, диалектика, и задача удвоения ВВП - хороший повод для того, чтобы попробовать примирить все противоречия в пределах одного региона.
Некоторые показатели социально-экономического развития лидирующих регионов Урала (Башкортостан, Пермская, Свердловская, Челябинская области) и Удмуртии