Александр Волков прочно встроил нынешнего мэра Ижевска Виктора Балакина в свою систему. В развлекательном комплексе 'Искра' собрались только свои - администрация, депутаты Гордумы, был и первый всенародно избранный 10 апреля 1994 года мэр города Анатолий Салтыков. О том, за что и с кем боролось 'местное самоуправление' во второй половине 90-х годов в Удмуртии, старались не вспоминать. Между тем истекающий осенью будущего года срок полномочий нынешнего мэра Виктора Балакина делает тему взаимоотношений города и республики вновь актуальной. Парадоксально, но факт: все самые 'горячие' в политическом плане годы, когда бывший тогда главой Госсовета УР Александр Волков пытался с помощью закона о системе госорганов взять под административный контроль ижевскую мэрию, прошли для бюджета Ижевска в относительном благополучии. И если бы не увлечение различными взаиморасчетными схемами, наверняка не случилось бы тогда в столице республики никаких учительских забастовок. Сокращение доходов как аргумент в политическом споре впервые был применен лишь при верстке бюджета на 1998 год, накануне новых выборов мэра. До этого три года подряд в бюджет Ижевска поступало 100 процентов налога на имущество предприятий и 90 процентов налога на доходы физических лиц, а с 1 января 1998 года по новым республиканским нормативам лишь 80,7 и 77 процентов соответственно. Однако угроза усугубления городских проблем не пошатнула политических позиций Анатолия Салтыкова. На выборах 12 апреля 1998 года он получил 113,4 тыс. голосов ижевчан, значительно превысив собственный результат на первых выборах (75,1 тыс.) и чуть не вдвое обогнав 'кандидата Волкова' в лице Валерия Загайнова (64,6 тыс.). К концу 1998 года под угрозой оказался уже сам Александр Волков, против которого бывший на волне победы Анатолий Салтыков и ожидающий весенних выборов в Госсовет УР премьер Павел Вершинин образовали неформальный союз. Видимо, своеобразным плодом этой политической дружбы стал новый бюджет Удмуртии на 1999 год, в котором казне Ижевска вернули 100-процентный норматив отчислений от налога на имущество предприятий. И хотя уже весной коалиция проиграла, при утверждении бюджета на 2000 год Ижевску ничего не 'обрезали'. Возможно потому, что новому премьеру Николаю Ганзе мстить было некому и незачем, а председатель Госсовета Александр Волков был слишком озадачен декабрьским выборным провалом 'Отечества'. Зато при принятии первого же бюджетного закона 'президентской республики' (2001 г.) доходные статьи Ижевска были сокращены сразу по двум источникам: налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу. Спустя три месяца первый мэр Ижевска подал в отставку, приняв предложение стать членом Совета Федерации и не дотянув до окончания своего выборного срока ровно год. Его преемник Виктор Балакин, ставший первым 'консолидированным кандидатом' города и республики, получил поистине президентский подарок - бюджет Ижевска на 2002 год, в котором норматив города от налога на доходы физических лиц был увеличен с 65,4 до 98 процентов, а доля в акцизах по ликеро-водочным изделиям поднята с 20 до 40 процентов. Но уже при разработке следующего бюджета на 2003 год все встало на свои места. Общее ухудшение финансового положения заставило республиканские власти искать дополнительные доходы. Их нашли в казне Ижевска. В результате возвращенный было городу подоходный налог снова обрезали до 72,9 процента, а при принятии бюджета на 2004 год еще больше - до 48. Правда, теперь Ижевск получает из республиканского бюджета дотации - в прошлом году 175,7 млн руб., в нынешнем запланировано 620,1 млн руб. Это ни много ни мало 17,5 процента от суммы годовых доходов (без учета средств, которые предполагается изыскать на покрытие дефицита), однако централизованных в республиканский бюджет налогов дотации не компенсируют даже близко. Оставь республика городу те же 90 процентов от собираемого здесь подоходного налога, а не 48, как сейчас, бюджет Ижевска пополнился бы почти на 1,1 млрд руб. При нынешних 3,6 млрд руб. планируемых доходов 'прибавка' увеличила бы финансовые возможности республиканской столицы почти на четверть. Любопытно, что горожане в целом этой проблемности своих общих отношений с республиканской властью пока не ощутили. Достаточно сравнить политические 'очки' Александра Волкова на ижевском электоральном поле осенью 2000-го и весной 2004 года. На первых президентских выборах за Волкова в Ижевске проголосовали 48 тысяч человек, на вторых - 110 тысяч, прибавка в 2,3 раза (для сравнения: в сельских районах - в 1,95 раза) выглядит очень внушительно. И, что греха таить, победу в первом туре Волкову дало вовсе не село (от которого ничего другого не ожидали), а, прежде всего, Ижевск, где каждый процент кратно 'дороже' процента голосов в сельских районах. И если каждый третий ижевчанин, пришедший 14 марта на выборы и проголосовавший за действующего президента Удмуртии, не ощутил пока на себе конфликта интересов города и республики, то сам Александр Волков в силу инерции, видимо, продолжает считать Ижевск политически враждебной территорией. И не смущается взимать с нее 'контрибуцию' в пользу лояльных ему районов. В результате муниципальный долг бюджета Ижевска уже второй год растет гораздо большими темпами, чем госдолг республики, и уже запущен процесс последней распродажи принадлежащих городской казне акций и муниципальных предприятий. При этом нет никаких гарантий, что при утверждении бюджета на следующий год нормативы налоговых отчислений снова не пересмотрят в пользу республиканской казны. Полтора года, остающиеся до выборов мэра Ижевска, достаточный срок, чтобы последствия такой политики 'дошли', наконец, и до лояльной к республиканскому руководству части ижевских избирателей. Но ощутить их реакцию на себе придется не Волкову, а Балакину. Возможно, такая ситуация и расслабляет президента Удмуртии, который чувствует себя хозяином положения. Лучший вариант для нынешней власти - если в соперниках у действующего мэра окажутся уже всем известные Чикуров или Одиянков. Обеспечивший последнюю победу Президента УР в Ижевске Виктор Балакин, безусловно, предпочтительней. Правда, хотя бы теоретически в президентском дворце все равно рассмотрят несколько 'кандидатов Волкова', но здесь начнется 'игра с огнем'. Это четыре года назад Балакин был малоизвестным чиновником, сегодня его социологический рейтинг в городе один из самых высоких. Незаменимых, конечно, нет, но не факт, что в случае раскола в административных верхах образовавшуюся брешь не начнут стремительно размывать протестные настроения. Во-первых, потому что две трети ижевчан по-прежнему голосуют 'против' или не ходят на выборы без выбора. Пока не ходят. Во-вторых, Ижевск без 'нагрузки' в виде сельских районов всегда был территорией, где можно на равных побиться с республиканской 'партией власти'. Были бы деньги для организации этой фронды. И был бы экономический интерес побороться за город. Возможно, с политической перспективой, ведь если уж стремиться к административному контролю над всей республикой, то начинать лучше с ее столицы: