Действительно, достижение этой цифры означает, что никто больше не вправе попрекать жильцов 'низкими' тарифами и оправдывать низкое качество предоставляемых услуг отсутствием денег. Однако в сфере жилищно-коммунальных отношений еще предстоит проделать тот же путь, что и советской торговле: от полупустых магазинов с постоянным хамством и обманом к современным супермаркетам с правом самостоятельного выбора овощей (!), дисконтными картами и все менее вымученными улыбками менеджеров торгового зала (ранее именовавшихся продавщицами). В связи с тем, что системная 'капитализация' в ЖКХ началась позже, чем в торговле, то в настоящее время мы находимся здесь примерно на уровне первой половины 90-х годов. В те времена нарождающийся, преимущественно торгово-закупочный бизнес еще не научился соотносить свои аппетиты с реальными возможностями населения и занимался ценообразованием, руководствуясь исключительно собственными представлениями о совести и справедливости. Обо всем этом напомнила история с обыкновенным краном-буксой, который стал проворачиваться и течь на кухне у одной моей знакомой, проживающей на Буммаше. Одинокая, почти слепая женщина поначалу не восприняла это как серьезную проблему и попросила социального работника вызвать сантехника. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что это обойдется ей в 160 рублей, причем без стоимости самого крана. Естественно, от таких дорогостоящих услуг ей пришлось отказаться, и она обратилась ко мне. Процедура замены крана (20 рублей на ближайшем блошином рынке) вкупе с беседой о житье-бытье и звонком другу заняла десять минут. Даже учитывая, что журналисты 'Дня' дорого ценят как свой труд, так и свое время, потенциальные доходы сантехников породили сомнения в правильности выбранной сферы деятельности и натолкнули на мысль плотнее изучить ценообразование в сфере ЖКХ. Как выяснилось, с принятием нового законодательства организации, работающие на рынке жилищно-коммунальных услуг, сами определяют стоимость своих работ и ни перед кем в этом неподотчетны. Впрочем, Горжилуправление Ижевска, заключая с победителями конкурсов на право обслуживания жилого фонда договоры, все же оговаривает перечень работ, которые должны выполняться бесплатно. В него входит срочный ремонт труб, батарей, вентилей и ряд других форс-мажорных ситуаций. В остальных случаях царствует рынок. После опроса представителей самых различных предприятий ЖКХ выяснилось, что у каждого из них свой подход к проблеме. Так, вызов сантехника для простой замены крана фирма 'Агат-Жилсервис' оценивает в 91 рубль. Как пояснили ее экономисты, цена получена путем умножения стоимости этих работ в прейскуранте 1980 года на специальный коэффициент. В обоснование высокой цены был также приведен довод о том, что предприятие дает гарантию на выполненные работы. У ООО 'Вест-снаб' по прейскуранту эта услуга стоит 83 рубля с копейками. Фирма 'Фасад-3000' аналогичную работу оценивает в 52 рубля, при этом с ветеранов войны и трудового фронта денег вообще не берет. Есть среди обслуживающих организаций и те, чьи сантехники бесплатно приходят на помощь, к таковым относятся УМП 'Колтома' и ООО 'ИРСУ'. Не столь страшной оказалась и ситуация с Авторемзаводом, который обслуживает буммашевские дома. В телефонном разговоре его представители заверили, что сумма в 160 рублей была названа ошибочно (190 рублей там стоит замена всего кухонного смесителя, аналогичная работа в ванной 227 руб.), а сантехники этого предприятия сменить кран приходят за 36 (на некоторых участках за 67) рублей. Итак, несмотря на то, что жильцов никто не обязывает пользоваться услугами территориальных ЖРП, вряд ли сложившуюся ситуацию можно считать нормальной. В конце концов, пожилые люди, многие из которых годами не выходят из своих квартир, могут не разобраться во всех тонкостях ситуации и неожиданно для себя получить счет по какому-нибудь завышенному прейскуранту. Остается надеяться, что когда бизнес, пришедший в сферу ЖКХ, набьет шишек и поймет, что перспективнее получать маленькую прибыль с тысяч, чем огромную с единиц, он приведет свои расценки в соответствие с реальными возможностями населения. Ведь даже исторически сложившаяся в России цена решения проблемы текущего крана - 1 (одна) бутылка водки - для многих нынешних пенсионеров слишком велика.