фото Так, пенсионеры за достоверное сообщают информацию, что скоро Единый социальный проездной билет будет стоить 137 рублей; при покупке апрельского билета кассиры в киосках ИжГЭТ-ИПОПАТ предупреждают, что через месяц билет будут продавать сразу на почте, при получении компенсации. Реальность же такова - пока проездные на апрель продаются по прежней цене - 125 рублей. Как нам сообщили в 'Ижгорэлектротрансе', отношения, возникающие между транспортниками и бюджетом республики, на данный момент регулируются особым документом - Положением, которое, еще не начав, как задумано, работать, уже претерпевает корректировку. В прежнем виде Положение затрудняло получение компенсаций за льготные билеты. Теперь в 'ИжГЭТе' надеются на возмещение убытков в ближайшее время. Пока же за истекшие три месяца с момента вступления в действие пресловутого закона ? 122 транспортники денег от республики еще не видели. Лишь разовая компенсация в размере 16 млн рублей была перечислена из федерального бюджета. Эти средства были направлены, чтобы в какой-то мере возместить убытки транспортников за январь, когда в результате народных протестов было принято решение о сохранении бесплатного проезда для всех категорий льготников. В Положении прописано, что компенсация является 'разницей между стоимостью единого социального проездного билета и средней взвешенной ценой'. А правом 'взвешивать' обладает лишь региональная энергетическая комиссия. Именно от ее решения будет зависеть компенсационная составляющая. Что касается взаимоотношений транспортников с администрацией Ижевска, то и здесь вопрос о возмещении затрат по перевозке городских пенсионеров находится в подвешенном состоянии. В городском бюджете такой расходной статьи нет. О дополнительных источниках пополнения бюджета говорить не приходится. Между тем в некоторых районах республики, в частности в Камбарском и Шарканском, монетизация уже привела к сокращению количества автобусных маршрутов. Льготники с неохотой покупают социальные проездные, предпочитая потратить 'живые' деньги на более неотложные нужды. А для транспортников это ощутимая потеря доходов. Зато частный извоз процветает.
Илья ТИЩЕНКО

Считаем по-крупному
- В Ижевске 152 тысячи льготников всех трех разрядов (федеральных, региональных, муниципальных). lЕдиные социальные проездные билеты из них приобретают более 70% 'муниципалов' и 54-56% - 'федералов' и 'регионалов'. Это едва ли не самый высокий процент по стране. - Таким образом, выручка от продажи проездных может составить (95,7 тыс.х125 руб.) около 12 млн руб. в месяц. Или в год 144 млн руб. Эта сумма - 'на двоих', то есть и на автобусников, и на электротранспорт (троллейбус, трамвай). - В прошлые годы транспортники получали дотации из городского бюджета - по плану более 100 млн каждому (ИПОПАТ и ИжГЭТ). На текущий год дотации не заложены. Но на федеральные и региональные категории (106 тыс. чел.) республика будет компенсировать разницу между стоимостью льготного проездного и себестоимостью 66 поездок (350 руб. - 125 руб. = 225 руб.) по факту, то есть на количество проданных проездных. Правда, пока денег не поступало. - Компенсировать льготную цену проездного для 46 с лишним тысяч 'городских' пенсионеров не будет никто. Это чистый убыток транспортников. - За три месяца текущего года предприятия общественного транспорта в Ижевске недополучили 19 млн руб., не выплаченные им в счет компенсации льготных перевозок.
Благодарим за предоставленную информацию советника генерального директора ИжГЭТ Владимира Беселева, Почетного гражданина Ижевска

фото Одиннадцать лет назад проезд для пенсионеров в Ижевске стал бесплатным
29 марта 1994 года все ижевские пенсионеры получили право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте. Принятие данного решения произошло накануне первых в истории города всенародных выборов мэра Ижевска и фактически предрешило избрание Анатолия Салтыкова. На днях в ответ на телефонную просьбу 'Д' бывший мэр Ижевска, представляющий сегодня в Совете Федерации Новосибирскую область, коснулся этой злободневной темы.
- Анатолий Иванович, отмена платы за проезд для пенсионеров весной 1994 года была типичным случаем, имевшим место и в других городах страны, или это такая наша ижевская специфика?
- В ряде крупных городов принимались нормы, освобождавшие пенсионеров от платы за проезд в общественном транспорте, но произошло это далеко не во всех городах и немного позже - в 1995-1996 гг., когда там были образованы новые муниципальные структуры, получившие самостоятельность в принятии подобных решений. У нас все произошло значительно раньше: где-то в январе 1994 года был принят первый закон о местном самоуправлении, а уже в апреле состоялись выборы первых глав местного самоуправления - 10 апреля у нас в Ижевске и 17-го в Петрозаводске в Карелии.
- Это потребовало серьезно скорректировать расходную часть бюджета...
- Да, хотя понятно, какое тогда было время - финансовый кризис, экономический кризис, действовали десятки социальных законов, которые на самом деле финансированием не обеспечивались. И с принятием каждого нового федерального бюджета действие этих законов приостанавливалось, но в реальности на местах приостановить их исполнение было невозможно. Уровень производства падал, сокращались рабочие места, зарплата месяцами не выдавалась, работники предприятий и учреждений были не в состоянии финансово поддерживать своих престарелых родителей, которые и сами получали мизерные пенсии. Поскольку ветераны войны и труда находились в наиболее трудном положении, мы, посоветовавшись с городскими общественными организациями, с транспортниками, приняли решение об отмене платы за проезд в общественном транспорте, как наиболее затратной для ветеранов статьи расходов.
- А транспортников устраивала ситуация, когда вместо платы за проезд с пенсионеров они получали дотацию из городского бюджета?
- Если говорить о величине дотаций, то здесь часто приходилось идти и на административные меры - договаривались, что можем выделить из бюджета столько-то и столько-то, потому что мы не можем закрыть школы и больницы. В то время была проблема с отсутствием 'живых' денег, налоги-то платили чем угодно, вот и приходилось рассчитываться где бензином, где резиной. Не скажу, что все складывалось гладко, но, по крайней мере, в отличие от некоторых других городов уровень транспортного обслуживания в Ижевске мы не уронили.
Из резервного фонда президента Волкова
На последней из трех январских встреч активистов Общественного Совета пенсионеров с членами Правительства УР лично премьер Юрий Питкевич прилюдно обещал собравшимся, что вопрос с сохранением льготы на автобусы междугороднего сообщения в ближайшее время будет решен. Прошел первый квартал года. Льготы нет.

Зато идет оживленная переписка между 'потерпевшими' гражданами и 'озабоченными' начальниками. Вот две истории на эту тему. Две пожилые женщины, ветераны труда Рауза Пастернак и Нина Шихова, случайно встретились в междугороднем автобусе Ижевск - Вавож. У первой в Нюрдор-Котье дом, но в Ижевске живут ее взрослые дочери и внук, у второй - в Волипельге слепая сестра, к которой она ежемесячно ездит помочь по дому, истопить баню и т.д. Раньше эти поездки были для пенсионеров бесплатными. Теперь каждая туда и обратно обходится более чем в полторы сотни рублей. Логично рассудив, что 122-й закон, отменивший для них эту льготу, в то же время продекларировал, что компенсация должна покрыть все их насущные расходы, женщины обратились с письмами к председателю Правительства УР Ю.С. Питкевичу. Любопытно, что письмо Пастернак начальник отдела писем и приема граждан администрации президента и Правительства УР Людмила Бессонова направляет для ответа начальнику ИПОПАТа Михаилу Копосову, а письмо Шиховой - в Удмуртавтодор. Копосов ответил пенсионерке: 'В настоящий момент в Удмуртской Республике нет нормативных актов, которые бы предоставляли социальную поддержку ветеранам труда на проезд в автомобильном транспорте междугороднего сообщения:' Так она об этом и так знала. Не об этом и не Копосова спрашивает Рауза Пастернак. Нине Аркадьевне Шиховой Удмуртавтодор пока ничего не ответил, зато пришло письмо от замминистра соцзащиты УР Елены Саламатовой - 'льготы на междугородний проезд не предусмотрены: Вы можете оплатить его за счет ежемесячных денежных выплат'. За счет тех самых 'резиновых' 200 рублей, которые, по словам Питкевича, 75 руб. - половина абоноплаты за телефон и 125 руб. социальный проездной. А где же еще 150 руб. на межгород? Справедливости ради надо отметить, что за январскую поездку Пастернак получила возврат денег от предприятия 'Уваавтодор' (оно выполняет маршрут ?216 Ижевск - Вавож). Но после того, как пенсионерам дали социальный проездной билет с правом пригородных бесплатных поездок, вопрос о межгороде как-то сам собой просто тихо увял. Но пенсионерке Шиховой деваться некуда - у нее пенсия меньше полутора тысяч, и после уплаты коммунальных ей на жизнь остается: кот наплакал. И вот тут женщину пожалел не кто-нибудь, а сам президент Волков. Своим распоряжением от 11 февраля он поручает министру финансов выделить из бюджета УР по статье 'Резервный фонд Президента' целую тысячу (одну) рублей! 'В связи с трудным материальным положением', как сказано в официальной бумаге, присланной пенсионерке. Так она эту тысячу никак получить не может - в Центре социальной помощи ?4 города Ижевска ей отвечают, что ее сумма идет по распоряжению ?30, а они пока выплачивают по 26-му. Но и дойдет эта тысяча 'с барского плеча' до бабушки Шиховой, разделим ее на стоимость одной поездки до Волипельги, получится, что ездить ей к слепой сестре ровно 11 раз. Это не евши, не пивши. А потом опять идти на поклон. К Волкову, Питкевичу, Андреевой и др. Ну, а как вдруг им надоест давать милостыню?..
Надежда Гладыш