фото Не сказка – явь
Пионеры надомного труда - литейщики пуговиц, аграрии элитного картофеля, спасители безработных. Они появились не сегодня. Первые объявления печатались в газетах лет пять назад. Сулили отличное финансовое подспорье, при минимальном желании зарабатывать, фактически без отрыва от основного производства, то есть работы. По городу до сих пор ходят слухи об элитной рассаде, которая на поверку оказывалась самой что ни наесть обыкновенной. О пуговицах, которые всегда выходили то косенькими, то кривенькими и не годились на продажу. Говорят, с одной такой фирмой работники пробовали судиться. Фирма растворилась, виноватых не нашли. А теперь обо всем по порядку. Открывая газету, мы и сегодня можем найти там объявления с предложениями выгодно трудиться на дому, обеспечивая себе безбедное существование. Никаких особых навыков от соискателя, как правило, не требуется. Тут же дается прямой телефонный номер, по которому желающие могут получить дополнительную информацию. Предполагаемая зарплата, как правило, очень заманчива, рука сама тянется к телефону, и… Мне удалось побывать на двух собеседованиях, посвященных литью пуговиц и изготовлению плитки.
Точки соприкосновения
Пуговичных дел мастера поселились по адресу: переулок Северный, 61, в офисе 309, в третьей комнате. Фирма носит гордое имя «ЧП Саловой». Плиточники находятся тоже рядом, на улице Холмогорова, и называются «Центром поддержки малого бизнеса». Организации, как близнецы, похожи друг на друга ободранными, безликими помещениями, где, собственно, и ведется прием новых сотрудников. Собеседование у тех и у других идет ежедневно конвейерным потоком. Желающих заняться пуговицами набралось человек 12, на «плитку» пришло больше двадцати человек. Дальнейшее сходство организаций продолжает их не местное происхождение. «ЧП Саловой» ведет свою историю из города Самары. «Центр поддержки малого бизнеса» - из Санкт-Петербурга. То есть головной офис предприятия находится именно там, туда и отправляется готовый товар на реализацию. Пуговицы уезжают в Самару, плитка – в Питер, только вот на договоре «Центра» стоит печать г. Челябинска. Интервьюируют всех посетителей одновременно. Показывают пример с изготовлением пуговицы или плитки. Эмоционально рассказывают о механизме работы. Упор делается на незамысловатость труда, такая работа доступна каждому. Собеседуют вас дамы, на пуговицах более пожилая и эмоциональная, на плитке - более молодая и техничная. Обе организации строят отношения с работниками по принципу: ты мне деньги, я тебе секреты изготовления товара». Чтобы приобщиться к работе, необходимо внести определенную сумму. Деньги берут за обучение, консультации, оформление документов, реализацию товара. Приходить надо с паспортом и иметь при себе необходимую сумму: за «пуговицы» - 1205 рублей, за «плитку» - минимальный взнос 3800 рублей, максимальный – 5500 рублей. Платишь деньги и - приступаешь к обучению. Пуговичники меньше берут, но меньше и учат – всего 1 час, плиточники посвящают учебе 4 часа. По окончании учебы вам предлагается изготовить пробную партию товара. Товар без брака, еще одна пробная партия. Если все удачно, сдаем изделия, получаем деньги и приступаем к серийному производству. Деньги обе организации выплачивают по факту приемки. За каждое изделие предлагают неплохие деньги. Пуговица 1 шт. – 1,5 рубля, плитка от 160 до 280 рублей за 1 кв. м, в зависимости от типа. Маркетинговый план, предлагаемый организацией, более чем привлекателен. На каждый затраченный на производство пуговицы рубль вы получаете 2 рубля прибыли. На стене красовался альбомный лист: 200 пуговиц – 300 руб., 10 дней – 3000 руб., 30 дней - 9000 руб. Неплохая прибавка к зарплате. С плиткой еще интересней, с самой дешевой плитки (160 руб. за 1 кв. м) – 100 руб. чистой прибыли. «Сложно»? - спрашивали интервьюеры собравшихся на обучение, показывая готовые плитки и пуговицы. «Просто», - хором отвечали желающие работать. Затраты по сообщению фирм окупаются уже через три-четыре недели.
В чем фишка
А в том, что не у всех получается сразу. «Это брак, мы его принять не можем», - запросто сообщит вам заказчик. Для пуговиц это: пузыри и неровности, непромес красителя и клея, не по центру поставленная ножка. Для плитки: отсутствие дефектов литья, раковин, пор на лицевой, тыльной и боковых сторонах, отсутствие трещин и сколов. На пуговичном собеседовании, скромно потупив глаза, дама-интервьюер так и сказала: «Далеко не у всех получаются идеальные пуговки с первого раза. Тут тоже нужен талант, усидчивость, трудолюбие. Кому-то приходится долго учиться…». Но тут же, одернув себя, оптимистично продолжила: «Зато, когда научатся, руку набьют, целыми семьями работают, как на автомате. У нас даже передовики производства есть». Вставка о передовиках напоминала рассказы о снежном человеке: все о нем слышали, но никто не видел. Плиточники были скромнее, они не распространялись о передовиках, они махали перед глазами новенькой ровненькой плиточкой, как бы подтверждая слова об элементарности процесса, и напоследок объясняли, почему вдруг возник такой спрос на их продукцию. Плитка, как выяснилось, сейчас очень в цене у обеспеченных людей, такой вот керамикой украшают свои загородные резиденции бизнесмены. Все, как один. Цветные пуговицы очень охотно приобретает заграница. У них, видите ли, «хэнд мейд» в цене. Так что рынок сбыта широкий. Самодельную плитку мне раздобыть не удалось, а вот с одной такой пуговицей я отправилась в магазины и ателье, однако похожих экземпляров обнаружить не удалось. В ателье и вовсе ответили, что такие пуговицы идут разве что на спецодежду, но в нашем регионе таких вот, с железной ножкой, еще ни разу не встречали. Сами ателье никогда не работали с подобным. Оно и понятно, все, видимо, скупает Запад… Лить или не лить пуговицы и плитку, верить или не верить подобным фирмам, личное дело каждого. Сами организации никого к себе насильно не заманивают. Только вот когда работы нет и не предвидится, очень хочется верить в возможность заработать. И много. На том и стоят.