фотоВ прошлую пятницу, при спонсорстве партии «Единая Россия», в Республиканском музее изобразительных искусств открылась этнофутуристическая выставка «АРТысь-АРТэ». В зале на первом этаже музея экспонировались работы хорошо известных художников, составляющих костяк этнофутуристов Удмуртии: Сергея Орлова, Вячеслава Михайлова (Гиргорей Слави) и Зои Лебедевой. «Новичков» не было. Многие из работ, представленных на «АРТысь-АРТэ», уже хорошо знакомы ижевчанам по этнофутуристическим проектам, проведенным другими галереями города. К сожалению, до Ижевска из-за морозов не смогли добраться некоторые иногородние участники. Как говорят сами художники, это, своего рода, заявка на участие в первом международном научно-практическом симпозиуме «Сэр но тур», место проведения которого пока еще не определенно, хотя поговаривают, что, возможно, это будет берег реки Камы. Симпозиум начнет свою работу в августе этого года. «На «Сэр но тур» мы полностью изолируемся от внешнего мира. Будем вариться в этом соку, обсуждать, спорить. Каждый участник выберет для себя подходящую технику: будет творить из травки или рисовать на холсте. После симпозиума обязательно будет отчетная выставка», - рассказала о предстоящем мероприятии участница выставки Зоя Лебедева. Выставку открыл Кучыран Юри перформансом «Сны Кучырана». Облаченный в наряд шамана, выкрикивая заклинания, стуча в большой бубен, Кучыран Юри совершал магические пасы. Зрители завороженно смотрели на его «священнодействия». После него «слово взяла» сладкоголосая, облаченная в голубое платье этнофутуристическая «гетера» Надежда Уткина. Певица исполнила песню на удмуртском языке в стиле фолк-джаз. Аранжировка зрителям понравилась: молодежь пританцовывала, а те, кто по старше, выражали свои эмоции аплодисментами. Далее выступления этнических коллективов чередовались с выступлением официальных лиц Удмуртии, посетивших вернисаж.
Мини-опрос на выставке, вызванный отсутствием новых фамилий среди участников.
Есть ли будущее у этнофутуризма?
Константин Резницкий, председатель Союза художников УР

Этнофутуризм – был вчера, будет и сегодня и завтра. Это такой пласт культуры, который имеет место быть. Он интересный, без него было бы скучно. Будущее у этнофутуризма есть, хотя, возможно, пока молодежи это не так близко.
Зоя Лебедева, художница:
- Одно поколение сменяет другое. Мы сейчас - те ребята, которые находятся как раз в таком переходном возрасте, в таком очень этнофутуристическом, между прошлым и будущим. У нас старики за плечами и впереди дети, которые уже выросли. То, что на этой выставке нет молодых художников, связано, прежде всего, с симпозиумом. Хотя на данный момент этнофутуристическая молодежь не выставилась, но она есть. Конкретных лиц я пока не могу назвать. Новые имена очень неожиданно всплывают. Их, скорее всего, можно поискать в центре ремесел.
Валентина Оскаровна Гартиг, искусствовед:
-Конечно, у этнофутуризма будущее есть. Летом наши художники собираются провести пленэр совместно с молодыми, чтобы привлечь их и как-то расширить свой круг. То, что у этнофутуризма есть состоявшееся ядро, это тоже ничего плохого. Наших уникальных художников, конечно, никто не сможет заменить, но молодежь есть, она вызревает. А вот, кстати, и молодежь (в это время начинается выступление «Дуновение мировых стихий» танцевального коллектива «Спектр» из Сарапульского района села Сигаево). Их искусство пахнет травой, водой, оно невымученное. Когда на берегу Камы они выступали, было застопорено все движение, баржи, пароходы останавливались и смотрели. За ними будущее.
После экспозиции в Ижевске выставка «АРТысь-АРТэ» продолжит работу в Саранске, где будет дополнена работами местных авторов.