В феврале 2006 года на территории Удмуртии собрано 4 млрд 248 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 560 млн руб. больше, чем в январе 2006 года и в 2,3 раза больше, чем в феврале 2005 года. Чем был покрыт этот разрыв величиной в 375,3 млн рублей, гадать не приходится. К сегодняшнему дню администрация президента Волкова уже фактически завершила раздел денежных средств, поступивших от размещения государственных облигаций Удмуртии. Гулять, так гулять! В феврале, согласно финансовому отчету, обнародованному на прошлой неделе на официальном сайте Удмуртской Республики, расходы на содержание органов власти и управления резко подскочили, превысив январскую сумму на 41,8 процента (+16 % по сравнению с февралем 2005 г.). В целом же расходная часть консолидированного бюджета Удмуртии за год выросла совсем незначительно, уложившись в общее русло инфляции. По сравнению с февралем 2005 года увеличение расходов составило 11,9 процента. Доходы выросли чуть больше – на 14,1 процента. Основную их часть, как и раньше, составили налоги, сумма поступлений которых в консолидированный бюджет УР возросла по отношению к февралю прошлого года на 13,1 процента. Все это на фоне потрясающего роста налоговых платежей – по сравнению с ситуацией годовалой давности сбор налогов на территории Удмуртии увеличился в 2,3 раза (!). Однако 77 процентов в этой массе налогов составили платежи за пользование природными ресурсами и НДС, поступающие в федеральный бюджет. В структуре налогов, остающихся в республиканском и местных бюджетах, не все так радужно, поэтому и централизация бюджетных ресурсов в федеральный бюджет представляется просто огромной – 74,4 процента. Поступления от налога на прибыль в феврале снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 16,1 процента, а доходы от акцизных платежей сократились даже по сравнению с январем нынешнего года (-27,4 %), видимо, сказался простой республиканских ЛВЗ из-за отсутствия новых акцизных марок. Рекордно выглядят только сборы налога на доходы физических лиц. Впервые за все обозримое время доля подоходного налога в общей структуре налогов консолидированного бюджета Удмуртии составила более 52 процентов (!). То есть каждый второй рубль в налогах заплатило в бюджет население Удмуртии. Раньше приоритет здесь безраздельно принадлежал республиканской промышленности. Второй удар по карманам граждан нанес уход республиканских властей от ответственности за содержание и развитие ЖКХ. В феврале финансирование жилищно-коммунального хозяйства республики снизилось по сравнению с январем почти на 20 процентов и в 1,6 раза по отношению к февралю 2005 года. Фактически ЖКХ – единственная отрасль в республике, бюджетное финансирование которой в феврале подверглось резкому сокращению. В результате в новых квитанциях за коммунальные платежи жители столицы Удмуртии обнаружат совсем другие цифры – теперь это уже проблема их семейных бюджетов. Рост расходов на содержание таких основных бюджетных отраслей, как образование и здравоохранение, по отношению к февралю 2005 года составил 13,8 и 16,6 процента соответственно. При этом сумма субвенций, полученных в феврале из федерального бюджета на доплаты врачам и медсестрам в рамках нацпроекта «Здоровье», составила 15,5 млн руб. (17,4 млн руб. – в январе), субвенции на доплату классным руководителям в школах в прошлом месяце не поступали, зато в январе на эти цели было получено из Москвы 44,5 млн рублей. Увеличение затрат на проведение социальной политики в феврале выглядит еще менее существенно, чем в образовании и здравоохранении – 9,4 процента. Не поступали в этом месяце и федеральные субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, хотя в январе на эти цели из столицы уже успели перечислить 7,7 млн рублей. Как-то аномально на фоне публичных заявлений об «оптимизации» (которая видится республиканским властям в форме объединений под одной крышей клубов, библиотек, медпунктов, школ и детских садов) выглядит резкий рост февральских затрат на «культуру» - в 2 раза по сравнению с январем и на треть по отношению к февралю 2005 года. На вопрос, с чем это может быть связано? - официальный отчет Минфина УР не отвечает. Поэтому в голову сами собой приходят только два слова: «цирк» и «зоопарк». По крайней мере, в последние годы никаких других «культурных» программ от президента Удмуртии не исходило. Так же резко выперли в феврале и расходы на содержание правоохранительных органов (в 2 раза по сравнению с январем). Возможно, это связано с финансовой помощью, которую пыталось оказать во время проведения федеральной проверки руководство республики министру внутренних дел УР Николаю Арзамасцеву. Последнему это не помогло. Может быть, пойдет хотя бы на пользу милиции. С учетом закрытого в феврале дефицита и роста остатков средств на счетах республиканского бюджета (+367,2 млн руб.) республиканские власти получили и освоили ни менее трех четвертей заимствованных от размещения государственных облигаций УР средств. Где-то в «заначке» на счетах ООО «УТЭК» (ген. директор А.Э. Осколков, зам. ген. директора А.А. Волков) должны еще быть средства, полученные от продажи государственного пакета акций ОАО «Удмуртгеология». Точная сумма этой сделки, совершенной в конце прошлого года, до сих пор не оглашена, как будто речь идет о частных деньгах «семьи» президента Удмуртии. В то же время состояние местных бюджетов, и, прежде всего, бюджета Ижевска, балансирует на грани фола – в январе-феврале остатки средств местных бюджетов снизились на 158,6 млн руб., а банковские кредиты, которые брала столица республики, фактически идут на погашение прежних долговых обязательств.
табл.