фото Информационный портал УР
За последние годы в Удмуртской Республике наблюдается стабильное, хотя и незначительное, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, отмечают специалисты Теруправления Роспотребнадзора. Улучшились показатели по содержанию в воздухе сернистого газа, окиси углерода, окиси азота, аммиака. Определенные успехи были достигнуты в результате проведения комплекса многоплановых профилактических мероприятий. В 2005 году количество проб, превышающих ПДК, снизилось с 2,7 % до 0,8 %. В городских поселениях число исследований, превышающих ПДК - с 2 % до 1,2 %; в сельской местности - с 0,2 % до 0,3 %. Ежегодно бюджетом Удмуртской Республики на природоохранные цели выделяется около 64 млн рублей, и эта цифра увеличивается каждый год в среднем на 9%, что не может не влиять на ситуацию с загрязнением атмосферы. Также заканчивается строительство объездной дороги вокруг г. Ижевска, что позволит перевести весь поток транзитного транспорта за пределы жилой зоны и снизить загрязнение атмосферного воздуха. Совместно со службами охраны природы, МВД и другими заинтересованными ведомствами удалось добиться перевода автотранспорта на неэтилированный бензин. В Удмуртии продолжает выполняться программа газификации населенных пунктов. Это также позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Кто испортил воздух
Согласно официальным документам и высказываниям, уровень загрязнения воздуха в республике и в г. Ижевске постоянно и неуклонно снижается. Хотя есть и другие данные, которые говорят как раз об обратном. 4 марта в Национальной республиканской библиотеке состоялась конференция, посвященная проблемам экологии атмосферы. Инициатором этого мероприятия стала кафедра «Безопасности жизнедеятельности» ИжГТУ. Студенты и школьники проводили многочисленные исследования и представляли свои результаты на суд аудитории. Результаты разительно отличались от тех, что представлены в докладах ответственных чиновников. На тему экологии воздуха «Д» побеседовал со старшим преподавателем кафедры «Безопасности жизнедеятельности» ИжГТУ Эдуардом Поликарповым.
Объездная дорога
По словам Эдуарда Алексеевича, несмотря на все заверения власти о том, что ситуация с воздухом с каждым годом становится все лучше и лучше, это далеко не так. «Взять хотя бы объездную дорогу, - объясняет Эдуард Поликарпов. - Мы проводили подсчет количества машин на оживленных дорогах города. К примеру, по ул. К.Либкнехта за час проходит от 800 до 2600 автомобилей, то же самое на ул. Удмуртской, Ленина, Горького. За час в город въезжает около 400 автомобилей, и только 100 из них иногородние. Въезжает в город, по сравнению с количеством автотранспорта даже на одной из улиц, сравнительно небольшое число автомобилей. Загрязняют атмосферу наши же авто. Причем чем старше машина, тем больший вред она наносит окружающей среде. Сегодня перед городом начинает маячить возможность задохнуться от выхлопов собственных автомобилей.
Промышленность
Когда-то основную долю выброса городу делали крупные промышленные предприятия, такие как «Ижсталь», «Ижмаш», первая и вторая ТЭЦ. Еще одна причина крайне неблагополучной обстановки с воздухом заключается в том, что в Ижевске неудачно размещена промышленная зона - в центре города. Поэтому, как бы ни менялось направление ветра, так или иначе какой-то из районов города попадает под «хвосты» промвыбросов. Сейчас объем промышленных выбросов сократился, прежде всего, потому, что объемы производства на предприятиях упали ниже некуда. Во-вторых, в середине 90-х промышленными предприятиями были проведены наиболее доступные мероприятия по реконструкции систем очистки и фильтрации. Но в дальнейшем, для сокращения вредных выбросов в атмосферу, городу придется принимать кардинальные меры и переносить производство из центра в пригород. Только так можно избежать постоянного вредного воздействия производства на атмосферу и разгрузить самые напряженные магистрали города. По данным Эдуарда Поликарпова, в городе 550 источников вредных выбросов, которые обязаны компенсировать свое воздействие на окружающую среду финансами. В действительности ни одна организация не пользуется всеми очистными сооружениями, которыми должна, не платит реальных сумм за выбросы в атмосферу. Хотя для того, чтобы снизить объемы выбросов на 30%, достаточно всего лишь потребовать соблюдения ГОСТов в области экологии. Это позволило бы также увеличить финансирование мероприятий по охране окружающей среды и снизить заболеваемость дыхательных путей на те же 20-30%.
Автотранспорт
Впрочем, сегодня все промышленные предприятия города переплюнул автотранспорт. Автомобильные выхлопы составляют сейчас порядка 83% от всех загрязняющих веществ в воздухе на улицах Ижевска. Основной поток машин как раз связан с наличием предприятий в центре, так как для транзита появилась объездная дорога. Пробки становятся основным источником вредных выхлопов. Машина снижает скорость, работает низкая передача - и выделяется большее количество вредных веществ. Количество автомобилей постоянно увеличивается, значительного роста не было только в 2004-м и 2005-м годах, но это, скорее, нужно связывать с изменениями в налогообложении, а не с реальной картиной на дорогах.
АЗС и топливо
Количество АЗС увеличивается пропорционально количеству автотранспорта. Причем, чтобы ни говорили владельцы заправок, в действительности ни одна из них не отвечает ни технологическим, ни экологическим требованиям. Взять хотя бы емкости для хранения топлива. Как правило, они не закрываются, зачастую идут с заводским браком, и никто их не проверяет. А это колоссальные испарения, и соответственно мы получаем в воздух насыщенные пары. Кроме этого, постоянные подтекания пистолетов на заправках, открытые емкости, отсутствие контроля, неработающие дыхательные клапана, ликвидирована топливная инспекция. По словам Эдуарда Алексеевича, в республике нет ни одного бензовоза, отвечающего техническим требованиям. Все они не герметичны. Только за 2004 год по республике произошло 7 аварий, и все закончились крупными разливами топлива. Если бензовоз исправен, топливо вылиться не должно. Содержание такого вещества, как бензол, в топливе превышено на порядки. Допустимое количество бензола в топливе - не более 5%, в действительности - около 35 %. Емкости для хранения топлива, срок службы которых не более 20 лет, не проверялись ни разу. На АЗС отсутствуют искробезопасные инструменты для проведения работ.
Здоровое дыхание
«Человек, - говорит Эдуард Поликарпов, - это живой биологический фильтр, все, что мы прокачиваем через себя, оседает внутри. Основные элементы таблицы Менделеева, вдыхаемые нами: угарный газ – 65 %, углеводороды – 18 %, далее по списку окислы азота, сера, сажа, пыль. Рост загрязнения атмосферы ведет к росту заболеваний, причем не только дыхательных путей, но и онкозаболеваний. Хроническое отравление угарным газом приводит к постоянным головным болям, усталости и подавленности, наблюдается рост туберкулеза в республике на 5 %, рост заболеваний ОРЗ. Живете около дороги - минус три года жизни, чем оживленнее магистраль, тем больше ваши потери». По причине только заболеваний дыхательных путей в Ижевске из жизни ежегодно уходит 2000 человек. В Удмуртии самая высокая смертность во всем Приволжском регионе.
Воздушный контроль
На сегодняшний день в республике существует пять органов экологического контроля, но, по мнению экологов ИжГТУ, контроль этот весьма сомнителен. Начнем с того, что количество контрольных пунктов для забора проб сократилось с 12 до 4 стационарных и 2 маршрутных пунктов. График замеров также не дает реальной картины происходящего. Замеры проводятся по календарному графику, без учета направления и скорости ветра, температуры, влажности и других погодных условий. Потому и результат усредненный и очень неплохой. По данным доклада Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска за 2004 год, концентрация вредных веществ в воздухе либо неуклонно снижается, либо не превышает допустимых норм. В противовес этим данным студенты и школьники представляли собственные доклады, результаты их исследований говорили об общем ухудшении состояния атмосферы. К примеру, в часы-пик ПДК некоторых вредных веществ в воздухе на оживленных магистралях города превышается в тысячи раз. И вообще, как заметили в одной из риэлтерских контор Ижевска, хотите дышать свежим воздухом - уезжайте из города. А пока при въезде в столицу УР гостей встречает плотная шапка смога и копоти над городом. Эдуард Алексеевич отправил уже два письма на имя президента Волкова с просьбой обратить, наконец, внимание на состояние атмосферы в республике и в городе, прислушаться к экологам и дать им возможность работать. Ни на одно из писем ответа не последовало. Одновременно с первым письмом в адрес президента УР было отправлено письмо и Владимиру Путину. Ответ из Москвы пришел давно, президент Удмуртии молчит уже больше года.