фотоПроблемы с финансированием детских молочных кухонь начались еще с осени прошлого года. И вот на прошлой неделе новости «ТВС» сообщили: «С июня молочные кухни будут кормить не всех грудничков Ижевска. Искусственникам из бедных семей кефира и творога не достанется. Забуксовала президентская программа. Денег для малообеспеченных мам кухни не получили, поэтому женщин молочницы уже предупредили – готовьте деньги. Детское питание с лета – только за наличные». Окунемся в историю: президентская программа помощи малоимущим, особенно детям, начала работать в республике с февраля 2005 года. Суть программы состояла в том, что из республиканского бюджета молочным кухням выделялись определенные средства на молочные продукты. Подобная финансовая помощь оказывалась малоимущим гражданам и ранее, но исключительно за счет городского бюджета, а с февраля 2005 года число социально защищенных удалось расширить за счет дотации из республиканского бюджета. К малоимущим гражданам и семьям относили тех, чей доход не превышал действующей величины прожиточного минимума. Таким образом, если сегодня совокупный доход семьи не превышает 2463 рубля на одного человека, а доктор видит необходимость в усиленном питании молочными продуктами, есть полное право на бесплатное получение продукции молочных кухонь. Для этого только надо собрать все необходимые документы: направление от педиатра и справку о доходах. Из-за нехватки средств в бюджете обеспечить всех нуждающихся в полной мере город не мог, поэтому кухни старались распорядиться выделенными средствами так, чтобы досталось понемногу, но всем. Так было до тех пор, пока Госсовет УР не принял так называемую президентскую программу по дополнительному финансированию молочных кухонь, а соответственно и малоимущих семей, нуждающихся в дополнительном питании. Появилась возможность охватить большее количество нуждающихся, выделять чуть больше молочных продуктов в зависимости от состояния здоровья и потребностей ребенка и даже выдавать талоны на молочное питание малоимущим студентам. Но что-то поломалось. Программа президента, не проработав и года, дала сбой. Молочные кухни оказались в весьма щекотливом положении. Долг со стороны Министерства здравоохранения УР перед молочными кухнями Ижевска растет с прошлого года, при этом кухни продолжают обеспечивать своей продукцией в прежнем объеме. Однако с 1 июня такая практика, скорее всего, прекратится - растягивать выделяемые из городского бюджета средства, в том числе и на республиканских льготников, до бесконечности невозможно.
Отдадут кашами
По информации Министерства здравоохранения республики, в действительности никакой проблемы нет. Как объяснила корреспонденту «Д» заместитель министра здравоохранения УР Елена Шишко, сложности в финансировании молочных кухонь возникли исключительно в Ижевске, и объясняются они именно проблемами межбюджетных отношений. И если ребенок в действительности нуждается в молочном питании, и есть документы, подтверждающие бедственное положение семьи, никто его не оставит без помощи. Сейчас все вопросы, связанные с проблемой выделения средств из республиканского бюджета, находятся на рассмотрении в правительстве УР. По словам Елены Леонидовны, республиканский бюджет однозначно выделит предусмотренные программой средства на финансирование молочных кухонь через программу «Здоровый ребенок». Как выяснилось, Минздрав УР уже закупил смеси и каши для питания детей, и каждый ребенок обязательно получит все необходимое. Вообще, как сказали в Министерстве финансов, решить проблему с детским питанием на молочных кухнях могут и непосредственно муниципальные органы, республиканские же властные структуры, в свою очередь, согласны оказать муниципалитету всевозможную помощь, например, предоставить субвенции администрациям городов. Отсутствие именно молочных продуктов Минздрав предлагает компенсировать другими продуктами питания. Вообще у министерства тоже есть претензии к муниципальным властям, которые должны были предусмотреть в собственном бюджете содержание молочных кухонь, но почему-то не сделали этого.
Непосредственно в кухне
На кухне все, как всегда, - приходят мамы с пустыми бутылочками и меняют их на полные. Вот только заведующие молочных заведений крайне неохотно идут на контакт. Объясняют это тем, что СМИ говорят, а попадает потом руководству молочных кухонь. Чем дальше - тем интереснее, выяснилось, что у президентской программы по финансированию детского питания есть еще одно название. В интерпретации работников одной из молочных кухонь республиканская программа носит гордое название «Кефир и творог». В соответствии с нормами этой программы на ребенка с шести месяцев выделяется 50 г творога, с девяти месяцев – 200 г кефира и 50 г творога, и наконец с 1 года – 400 г кефира и 50 г творога. Стоимость порции годовалого ребенка составляет 215 руб. 54 копеек ежедневно. Умножаем эту цифру на 26 чистых дней, в которые родители приходят на молочную кухню за кефиром и творогом, получаем 5.604 рубля в месяц. Для малоимущей семьи, доход которой не превышает 2.500 рублей на человека, сумма астрономическая. До февраля прошлого года все финансирование кухонь происходило за счет средств, выделяемых муниципалитетом. Но появилась президентская программа - и соответственно выросло число бесплатных получателей молочных продуктов. Сейчас число получающих продукцию данной молочной кухни соотносится примерно следующим образом: 1100 семей финансируется из городского бюджета, и 900 человек получали помощь благодаря президентской программе. На сегодняшний день задолженность перед этой молочной кухней, по словам заведующей, тянется еще с прошлого года. Республиканским бюджетом до сих пор не закрыты октябрь и декабрь 2005 года. Не перечислялись деньги на кефир и творог и в текущем году, пока кормили всех малоимущих за счет бюджета города. Кроме того, обычно Минздравом не указывается сумма, на которую кухня должна прокормить детей, что тоже добавляет сложностей. Сейчас городским бюджетом на данную молочную кухню выделено 738 тыс. рублей. Каким образом и за чей счет будут обеспечивать кефиром и творогом остальных детей, неизвестно.
Все будет хорошо
Эту фразу как мантру повторяют во всех ведомствах, как городских, так и республиканских. К сожалению, пообщаться ни с кем из городских чиновников на тему обеспечения детей кефиром и творогом не удалось. Педиатры лечебного отдела Управления здравоохранения г. Ижевска категорически не соглашались рассказывать о ситуации на молочных кухнях без ведома своего начальства. А руководитель отдела находилась на выездном рейде. Слегка прояснило ситуацию общение с главврачом детской городской клинической больницы № 5, при которой также находится и одна из молочных кухонь. По словам Ангелины Чувашевой, деньги из бюджета города как выделялись, так и будут выделяться – собственно, здесь никаких проблем и не возникало. Все сложности, связанные с финансированием, носят чисто технический характер. Основные проблемы возникают на этапе переведения денежной массы из одного бюджета в другой. Не отрегулирована полностью схема перевода денег. Как объяснила Ангелина Сергеевна, полностью на 100 процентов обеспечить питанием всех желающих молочные кухни не могли никогда, но с появлением президентской программы число клиентов молочных кухонь выросло пропорционально финансовой помощи со стороны республики. Единственное, что может произойти, сократиться объем финансирования на молочные кухни. И если в прошлом году у педиатров появилась возможность более дифференцированно оценивать потребности каждого отдельного ребенка в прикорме, то теперь все может вернуться на круги своя. Все будут получать столько, сколько в состоянии оплатить город. Хотя при этом Минздрав УР обещает отдать задолженность перед молочными кухнями кашами и смесями, которые уже закуплены и находятся в распоряжении министерства. «Все дети будут получать молочные продукты, как и раньше получали, - завершила беседу Ангелина Сергеевна, - все проблемы финансирования будут отрегулированы». Что будет дальше с творогом и кефиром для детей из малоимущих семей, неизвестно. Кто оплатит питание малышей, тоже неизвестно. Но все знают, что все будет хорошо. Но когда именно наступит это «хорошо» - никто точно не сообщает. Достоверно о вопросе молочных кухонь известно одно – вопрос на рассмотрении. А когда, кому и сколько, пока никто не знает.