фотоНынешний «Воршуд» был посвящен танцевальному искусству. Но в фольклоре трудно бывает отделить песню от танца, поэтому здесь традиционно встретились десятки этнических ансамблей не только из Удмуртии (что само собой), но также из Татарстана, Чувашии, Мари Эл, а также три зарубежных коллектива – два из Финляндии и один эстонский. Обещанный хеппенинг успели провести до начала дождя. Он представлял собой массовые хороводы и переплясы, когда то один, то другой ансамбль выступал в роли «заводилы» и показывал, на что способен. Это замечательное зрелище, когда нарядно одетые в национальные костюмы люди образуют два, три и больше концентрических круга, каждый из которых движется в каком-то своем ритме. У американского джазового музыканта Патрика Хейзела (мы его помним по амбиент-концерту позапрошлого года) было намерение на этом фестивале выступить вместе с нашими музыкантами, но, как он признался в Лудорвае, не удалось совместить гармонии его губной гармошки и наших национальных инструментов. Поэтому он просто сам сыграл пару композиций со сцены, сопровождаемый незатейливым свистом. Зато на мой вопрос, что танцевал он сам в пору своей молодости, Патрик лихо изобразил под «пам-па-па-па!» в паре с Надеждой Уткиной нечто в стиле «кантри», что можно увидеть в американских вестернах про «дикий Запад». Г-н Хейзел считает, что рок-н-ролльная музыка, слушание концертов не на дансингах, а сидя, и танцы не в паре, все, что принес в мир музыки ансамбль «Битллз», все это разрушило подлинную народную музыкально-танцевальную культуру, и он сожалеет об этом. Замечательным «открытием» нынешнего фестиваля стал вокальный девичий квартет «Maanakka» из города Йоэнсуу (Финляндия). Начали они со скромной композиции в этностиле, а затем выдали такой «этно-джаз», что, казалось, даже крылья настоящей деревенской мельницы, у подножия которой расположилась сцена, готовы были аплодировать лихим девчонкам! Так же принимали и нашу «Птицу Тылобурдо», признанных лидеров среди молодежной этнокультуры. Те и другие работают примерно в одном направлении, но у «Птицы» больше театральности. Хотя о финских девушках по крохотному фрагменту, конечно, трудно судить. Во всяком случае, глядя и слушая их, можно понять причину победы финнов на Евровидении. Это круто! Танцоры, выходя на совершенно мокрую сцену, с опаской оглядывались – легко было навернуться, особенно в сценической обуви – мягких кожаных туфлях вроде тапочек. А всеобщий энтузиазм, что царил на поле, для меня воплотился в образе старой бабульки, которая на двух костылях вовсю поспешала из ближней деревни на праздник. Зрители стойко выдержали танцевальный марафон.