фото
1 декабря 2005 год, Москва, Кремль Начало рабочей встречи с Президентом Удмуртии Александром Волковым
А.ВОЛКОВ: Уважаемый Владимир Владимирович, хотел бы начать с важной информации не только для Удмуртской Республики, но и в целом для Российской Федерации. Благодаря слаженной работе органов государственной власти России и Удмуртии, заказчика, проектировщиков, строителей завершено строительство важного объекта в городе Камбарка по уничтожению люизита. Это очередной этап выполнения международных обязательств Российской Федерации по уничтожению химического оружия. Объект предъявлен государственной комиссии, и ни у кого нет сомнений, что, как и предусмотрено планом, с февраля [2006 года] начнется промышленная переработка и уничтожение химического оружия. 30 процентов всех запасов с 1941 года хранится в Удмуртии, так что это, на мой взгляд, важное событие, итог хорошей напряженной работы.
http://www.kremlin.ru

Аналогичные письма отправились в Ростехнадзор и Росприроднадзор УР. Первые результаты показали - в цехе, где гранулируются реакционные массы (продукты распада люизита) со своей работой не справлялись оч истительные фильтры. Их заменили. Герман Фризоргер, руководитель центра информационных ресурсов Управления природных ресурсов РФ по УР сообщил: «Сейчас практически того запаха, в той консистенции, который был, нет. Но появляются другие, какие-то непонятные. Все это требует исследований и дополнительной проработки». Это сообщение могло остаться незамеченным, если бы на следующий день…
…Митволь разбудил Удмуртию
Паника и массовый психоз по поводу происходящего в Камбарке начались с небольшого сообщения информационного агентства «Регнум», опубликованного 31 августа. В нем говорилось, что Росприроднадзор обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц предприятия, ведущего деятельность по переработке химического оружия (люизита) в Камбарском районе Удмуртской Республики. Соответствующее письмо подписал заместитель Руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По официальной информации Росприроднадзора, инспекторы Управления Росприроднадзора по УР установили, что в настоящее время на данном объекте, расположенном в непосредственной близости от города Камбарка ведется детоксикация значительных запасов отравляющих веществ. При этом сам производственный объект до сих пор не введен в эксплуатацию. Складирование отходов, образующихся в процессе переработки отравляющих веществ, осуществляется на открытой площадке. Инспекторы также установили, что в процессе переработки люизита осуществляется выброс 39,6 кг/час ацетилена в атмосферу, что создает угрозу причинения вреда здоровью местных жителей. Это противоречит условиям разрешительной документации и заключению государственной экологической экспертизы. После появления этого сообщения в эфире местной радиокомпании высокий воинский чин так прокомментировал интерес Митволя: «Некоторым чиновникам просто делать нечего»… Олег Митволь обещал обязательно докопаться до правды, но тут произошла трагедия в Читинской области на одной из шахт золотодобывающего рудника «Вершино-Дарасунский» и внимание федеральных СМИ переключилось с Удмуртии на Сибирь.
Белые росы, безработица и военные
Местные жители учуяли резкий запах, «похожий на запах чеснока». Запах этот, по словам проживающих в Камбарке, появился практически сразу после запуска объекта УХО. Также после таянья снега огородники отметили появление белесых пятен, не то росы, не то следы от выпавших осадков. Стоит отметить, что практически все в Камбарке живут натуральным хозяйством, и такие перемены в своем огороде вызывают оправданную озабоченность. Если бы местные власти или военные, которые курируют завод по уничтожению ХО, сразу же разъяснили, что именно происходит, что это за запах, то никакой паники бы не было. Но, видимо, «умалчивать» входит в практику всего, что связано с Камбаркой и занятыми там военными (см. врезку «Без комментариев»). Свежий пример, не так давно на территории воинской части произошла массовая гибель птицы. «Мы в курсе… Это не птичий грипп», - авторитетно заявил на пресс-конференции начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных УР Василий Булатов. А что погубило пернатых – одному Богу известно. Надежды на то, что с введением в строй объекта УХО, а также обещанных соцобъектов в городе и районе уменьшится безработица – не оправдались. В среду, 6 сентября, состоялось заседание Координационного комитета содействия занятости населения Удмуртской Республики в Доме правительства под председательством начальника Федеральной государственной службы занятости населения по УР Юрия Брусянского. Председатель выразил озабоченность сложившейся ситуацией в Камбарском районе. Там безработные граждане составляют 4,8 процента от общего числа жителей трудоспособных возрастов. На учете в центре занятости состоят 584 человека (61 % - женщины, 55 % - не имеют профессионального образования, 20 % - в предпенсионном возрасте). Жители рассказывали журналистам, что им не выплачивается положенная доплата за работу и соседство с опасным производством.
Через неделю, но официально
Только на следующий день, в четверг 7 сентября, все органы, которые так или иначе по роду службы обязаны контролировать ситуацию с УХО, нашли в себе силы и устроили брифинг для журналистов. Около десятка официальных лиц пытались убедить прессу, что выбросы действительно есть, но они безвредны для жителей Камбарки. Просто их коллега Митволь перегнул палку и выдал недостоверную информацию. Все жалобы населения специалисты списывают на коллективный психоз. Чиновники утверждают, что так пахнет на всех химических производствах, а осадки на траве ни что иное, как мучнистая роса. Все камбаряки получили прибавку к заработной плате… в виде построенных социальных объектов. Руководитель управления Ростехнадзора по УР Андрей Соловьев заявил, что отбор проб воздуха ведется постоянно, и в пробах нет мышьяка, люизита и других отравляющих веществ. Количество ацетилена в выбросах предприятия не превышает допустимой нормы и не воздействует на здоровье населения. Директор Саратовского государственного института промышленной экологии Владимир Чупис уверен, что массовый психоз порожден сероводородом, неприятные запахи сопровождают практически все химические предприятия, но, по словам специалиста, они не опасны для человеческого организма. Командир войсковой части № 35776 полковник Александр Захаров, как человек военный взял всю ответственность на себя. «Я несу всю полноту ответственности. Объект работает с соблюдением всех нормативов. Данные о выбросах ацетилена, которые муссируются в прессе, ниже норм, которые установлены для работы объекта. Главная задача – безопасное уничтожение химического оружия, и для этого имеется новейшее оборудование, оснащенное самыми современными средствами контроля, штаты - обученный и грамотный персонал», - заявил командир части. Участники пресс-конференции признали, что общаться с населением не умеют и вовремя не пресекли слухи. А чтобы окончательно расставить все точки над «i», контролирующие органы обещали провести еще одну, так сказать, «закрепляющую» пресс-конференцию 22 сентября.
P.S.
О том, что «в Удмуртии с экологией плохо» и «валить отсюда надо», обсуждается и говорится и по телевиденью, и в Интернете. События в Камбарке активно обсуждались в эти дни на форуме «Д» и на портале «МАРК-ИТТ». Ниже приводим пост автора, скрывающегося под ником «vaganto»: «Вы поживите там и посмотрим, как вы будете реагировать на такие сообщения: «Спокойно, товарищи! Да, мы выбрасываем в атмосферу ацетилен в n раз больше, чем можно, но вы не волнуйтесь, он безопасен для вашего здоровья. Ну, пахнет немножко, но что вам лучше: жить рядом с люизитом или же дышать ацетиленом от уничтожаемого люизита?» - Бред!!! Я говорю - поживите там и почувствуйте это на себе. Люди там и так уже устали от брошености властями всех уровней, а тут еще им рты затыкают и заставляют дышать газом (якобы ацетиленом). Блинннн!!! Сколько можно гнобить Камбарку?!! Сколько еще людям, живущим там, терпеть пренебрежение к ним самим и к их здоровью?»
Без комментариев
В распоряжении редакции «Д» оказалось письмо главы семьи Викуловых. Приводим выдержки из него. «Трагедия произошла 9 мая 2006 года на центральной площади г. Камбарки. Во время празднования 61-й годовщины Великой Победы офицер, подполковник М-нов, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно открыл стрельбу из сигнальных ракетниц по стоящим на центральной площади людям. В результате преступных действий одна из ракетниц попала нашему сыну в голову, причинив сквозное огнестрельное ранение головы. 11 мая 2006 года в 2 часа ночи от полученных ран наш сын скончался, не приходя в сознание. […]. Оказалось, что на весь Камбарский район наличествует только одна карета скорой медицинской помощи, которая в нужный момент была на выезде в глухой деревне. Нашего сына доставляли в больницу на частной машине. […] Обращаем ваше внимание, что случаи самовольного применения военными указанной военной части сигнальных средств в Камбарке не единичны. Почему данное огнестрельное оружие находится на руках, каким образом и для чего оно выносится за территорию воинской части? […] Учитывая то, что в Камбарке находится особо опасный объект, страшно думать о возможных последствиях в случае серьезной аварии на объекте при отсутствии в городе надлежащей медицинской помощи, неотработанной системы безопасности силовых структур и беспомощности городской администрации». Как сообщила «Дню» адвокат потерпевшей стороны Елена Михалева, на днях дело, возбужденное по данному инциденту, было передано в суд. Елена Станиславовна добавила, что убивший мальчика офицер не был уволен и продолжает нести службу.