фотоСмена лиц в региональных администрациях и правительствах происходила как по естественным, так и по политическим причинам. За два года один губернатор погиб, один прекратил полномочия в связи исчезновением возглавляемого им субъекта РФ (Коми-Пермяцкий АО), трое написали заявления о добровольной отставке, двое были отправлены в отставку в связи с «утратой доверия», а у семи закончились сроки выборных полномочий. Эта нехитрая статистика говорит о том, что кадровая политика Кремля, несмотря на радикальность решения, объявленного 13 сентября 2004 года, остается консервативной. Смена власти за это время произошла только в 15,9 процентах регионов России (без трагической гибели главы Алтайского края Михаила Евдокимова было бы 14,77 %). Тем не менее, можно сказать, что за прошедшие два года Кремль опробовал все возможные технологии смены власти на уровне региона. Большинство из семи глав субъектов РФ, ушедших в отставку в связи с истечением срока их полномочий, в случае сохранения прямых выборов были готовы оставаться на своих постах и дальше. Кому-то из них это наверняка бы удалось, а кого-то пришлось бы снимать с выборов кривыми путями, как, например, поступили с бывшим курским губернатором Александром Руцким. Заявления «по собственному желанию» особая тема. Глава Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков был тяжело болен, республику к моменту отставки он возглавлял уже 15 лет. Под президентом Северной Осетии-Алании Александром Дзасоховым, чьи полномоч ия заканчивались через полгода, кресло и так давно и основательно расшаталось. Добровольная отставка Дзасохова позволила политическому старожилу сохранить лицо, а Кремлю принять превентивное решение, не дожидаясь митингов на площадях во Владикавказе и Беслане. Добровольный уход бессменного лидера Дагестана Магомедали Магомедова, прошедший по той же схеме, что в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, закрепил «кавказский» подход Кремля в регионе. Что-то делать с засильем кланов на Северном Кавказе надо (и смена лидеров здесь происходила быстрее), но рисковать разжечь еще одну межнациональную войну на исходе полномочий президента Путина федеральная власть не собирается. Более или менее все понятно с губернаторами регионов-«матрешек». До выборов третьего президента России будет вполне реально провести слияние всех (или почти всех) автономных округов. Соответственно, число глав регионов, которые в ближайшие полтора года уйдут в отставку, увеличится ровно на то число, на которое сократиться количество субъектов Российской Федерации. Но исключения, судя по тому, как вспыхнул и погас инцидент с «отставкой» президента Адыгеи (анклава в «теле» Краснодарского края) Хазрета Совмена, на котором споткнулся кавказский вариант с заявлением «по собственному желанию», скорее всего, будут и здесь. Подпункт «г» пункта 1 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» появился в данном законе в декабре 2004 года. И уже через три месяца был опробован в Корякском АО на губернаторе Владимире Логинове, заморозившем подведомственные поселки из-за махинаций с закупками топлива. Тогда в 2005 году к уголовной ответственности был привлечен только заместитель губернатора, получивший за свои деяния реальный срок заключения. Арест в мае 2006 года губернатора Ненецкого АО Алексея Баринова, да еще и за факты, имевшие место задолго до избрания Баринова губернатором, создал прецедент заключения под стражу действующего руководителя субъекта РФ. Теперь судьбу ненецкого губернатора в принципе может повторить любой руководитель региона, независимо от того, назначен он или избран. Были бы факты, а их, как правило, достаточно поискать. Хронология отставок и назначений содержит большой объем информации. «Зеленый коридор» действовал первые шесть месяцев 2005 года, когда переназначение осуществлялось по упрощенной схеме (указ № 1603 от 27.12.04 г.), потом «коридор» был сужен переводом на общую схему (указ № 756 от 29.06.05 г.). Характерно, что 44 назначения из сорока восьми были произведены в 2005 году и только 4 назначения в 2006-м. Можно сказать, что в текущем году процесс переназначений фактически остановился. В прошлом году на конец сентября было назначено 25 действующих глав регионов, а в этом только двое: карельского губернатора Сергея Катанандова представили к назначению 26 февраля, а ульяновского Сергея Морозова 20 марта. Отчасти торможение в решении кадровых вопросов связано с объективными причинами: не подошли сроки окончания выборных полномочий у очередной «серии» губернаторов, и еще не на той стадии находятся процессы слияния нескольких регионов-«матрешек». Но в принципе Кремлю ничего не мешало и дальше продолжать «штамповать» назначения глав субъектов РФ, уже смирившихся с новым порядком, как с неизбежным злом. Так совпало, что именно в 2006 году президент Путин много раз повторил, что не намерен добиваться для себя избрания на неконституционный третий срок, и хочет показать своим шагом пример другим выборным должностным лицам. Губернаторы и региональные президенты намека не поняли. Например, президент Удмуртии Александр Волков (возглавивший исполнительную власть в республике в 1993 году) рассуждает о конкретных планах на 2010 год, а несколько месяцев назад заявил местным журналистам, что готов работать на посту «до своего пенсиона». Многие из глав регионов так прикипели к своим должностям, что буквально не могут пережить свои отставки. Так, в прошлом году через месяц после отставки скончался экс-президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков, на полгода пережил уход с должности глава Республики Алтай Михаил Лапшин. Сегодня разрешения своей дальнейшей карьерной судьбы ждет сорок руководителей регионов, из них трое это еще не переназначенные руководители регионов-«матрешек», хронология вливания которых в состав регионов-доноров вполне прогнозируема. Таким образом, за исключением находящейся на особом положении Чеченской Республики, «подвешенными» остаются главы примерно трети регионов России. Ждать, что в таком количестве субъектов РФ может в ближайший год произойти «революция сверху», маловероятно. Кадровая политика Кремля, судя по первым двум годам административной реформы, сознательно удерживается в консервативном русле. Но никто не предскажет, во что в конце концов выльется объявленная в России борьба с коррупцией. И к каким протестным последствиям приведут в ближайшие месяцы издержки социальной и жилищно-коммунальной политики.
Уголовные дела против глав регионов
В феврале 1996 года возбуждено дело против губернатора Вологодской области Николая Подгорнова (взяточничество, превышение полномочий и хищение). 17 мая 1996 года он снят с должности. 4 декабря 1998 года приговорен к году условно и амнистирован. В 1999 году после пересмотра дела приговорен к семи годам, 15 июня 2000 года амнистирован. 31 декабря 1996 года против главы Марий Эл Владислава Зотина возбуждено дело за превышение полномочий и препятствование осуществлению избирательных прав граждан, 22 декабря он проиграл выборы. 14 мая 1997 года дело прекращено по состоянию здоровья обвиняемого. В октябре 2000 года возбуждено дело против главы Курской области Александра Руцкого в связи с незаконной приватизацией служебной квартиры. 22 октября он снят с выборов. Через два года суд признал приватизацию законной. В октябре 2000 года возбуждено дело против губернатора Смоленской области Александра Прохорова (хищения и незаконное финансирование дорожного строительства). В мае 2002 года он проиграл выборы. 22 сентября 2004 года приговорен к трем годам и амнистирован. В январе 2002 года против главы Ненецкого АО Владимира Бутова возбудили дело по злоупотреблению служебным положением, 10 апреля 2002 года – за неисполнение решения суда. В декабре оба дела закрыты по «реабилитирующим обстоятельствам». 22 августа 2003 года против него же возбудили дело за избиение инспектора ГАИ. 31 декабря 2004 года губернатор приговорен к трем годам условно. 25 апреля 2002 года возбуждено дело против губернатора Курской области Александра Михайлова (растрата и мошенничество при покупке жилья). 27 января 2003 года дело закрыли за отсутствием состава преступления. 18 февраля 2005 года Президент России внес его кандидатуру на утверждение областных депутатов. 30 сентября 2003 года тверского губернатора Владимира Платова обвинили в превышении полномочий и нанесении бюджету ущерба в 463 млн руб. 7 декабря он проиграл выборы. 11 ноября 2005 года приговорен к пяти годам тюрьмы. 27 апреля 2006 года Мосгорсуд снизил наказание до трех лет условно. 27 октября 2003 года против губернатора Камчатки Михаила Машковцева заведено дело по обвинению в халатности, а 17 марта 2004 года – по обвинению в превышении полномочий. 19 декабря он переизбран губернатором. 10 июня 2005 года прокуратура прекратила дело «в виду раскаяния». 17 мая 2004 года прокуратура Саратовской области предъявила губернатору Дмитрию Аяцкову обвинения в злоупотреблении положением и превышении полномочий. 7 июля обвинения были сняты. 1 июня 2004 года возбуждено дело по фактам нецелевого использования средств губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным. 20 августа ему предъявлено обвинение в превышении полномочий. 4 апреля 2005 года дела прекращены в связи с истечением срока давности. 28 декабря 2004 года возбуждено уголовное дело против губернатора Самарской области Константина Титова (злоупотребление служебным положением). 24 февраля 2005 года господина Титова переквалифицировали в свидетеля. 25 апреля 2005 года Президент РФ внес его кандидатуру на утверждение областных депутатов. 23 мая 2006 года возбуждено уголовное дело в отношении губернатора Ненецкого АО Алексея Баринова, избранного на этот пост 6 февраля 2005 года. Губернатора подозревают в мошенничестве и хищениях на посту главы компании «Архангельскгеолдобыча». 2 июня 2006 года Президент РФ подписал указ об отстранении его от должности в связи с утратой доверия.
табл.