фотоВ приложении к книге Нэлли Лигенко «Купечество Удмуртии второй половины XIX – начала XX веков», изданной в Ижевске в 2001 году, есть «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» (СПб, 1881), которые представляют собой некий «моральный кодекс» тогдашнего бизнесмена. Сейчас Нэлли Лигенко подготовила к печати новую книгу «История предпринимательских династий Камско-Вятского региона XVIII – начала XX вв.». В ней есть глава, посвященная Владимиру Килину. В одном из предыдущих номеров «Д» мы обещали рассказать читателям все, что удастся узнать о снесенном недавно на Советской так называемом «доме купца Килина». Выполняем свое обещание.
Линия судьбы
Владимир Константинович Килин родился 5 июля 1872 года, как сказано выше, в семье мастера-оружейника Константина Егоровича Килина из сословия мещан-разночинцев. Он окончил Казанский лесной институт. Вернулся в Ижевск, где устроился в лесное управление завода. По роду своей деятельности ему часто приходилось бывать в командировках, в том числе, в обеих российских столицах. В Москве и встретил молодой лесничий свою суженую, Александру Григорьевну Кузьмину. Сашенька была единственной дочерью очень серьезного человека – Григорий Максимович Кузьмин служил главным бухгалтером на заводах Ижевска, Москвы и Петербурга. Дедом Сашеньки был Максим Григорьевич Кузьмин, личный почетный гражданин Ижевска, «кафтанщик». Григорий Максимович дал своей дочери достойное образование: Александра воспитывалась в Москве, в пансионе благородных девиц, знала три европейских языка, играла на фортепьяно. Тем не менее, поехала за Владимиром в глушь. Первое время молодые жили на лесном кордоне. Здесь родились их первые дети (всего детей у Килиных было девять, правда, не все выжили). Александра Григорьевна была отменной рукодельницей, обвязывала и обшивала свое многочисленное семейство своими руками. Этот лесной кордон стал местом упокоения тестя Владимира Килина. В Москве у Григория Максимовича случился инсульт. Дочь привезла отца на кордон, где он и умер, оставив Сашеньке более чем солидное наследство. Эта капитальная «инвестиция» и вывела Владимира Килина на главное дело его жизни – кирпичный завод. Он покупает так называемые кирпичные сараи в деревне Русская Карлутка (ныне район Культбазы) и заводит здесь производство кирпича. Причем ставит его основательно. Кирпич был плотный, звонкий, сделанный на совесть. Это и сейчас, когда ломали дом, видно. Вскоре мастер получает право войти в купеческое сословие и ставить личное клеймо на каждый кирпич, вышедший из печей его заводика. На рубеже XIX-XX веков Ижевск тоже переживал строительный бум, так что Килин со своим отменным кирпичом оказался более чем кстати. Дело идет в гору. Растет и семья «капиталиста». В конце XIX века ставит Владимир Килин злополучный дом на Троицкой. Но семья прожила в нем недолго. Главным жилищем Килиных стал большой каменный дом на Карлутке, вблизи от кирпичного завода (он не сохранился до наших дней). Советская власть отняла у Килина все: деньги канули в лопнувшем банке. Дом национализировали. После подавления большевиками Ижевского восстания 1918 года Килин купил три подводы с лошадьми и повез все семейство на восток. В Сибири пересели на пароход. Владимира направили работать на лесной кордон под Томском. Здесь семья прожила около года в деревне вместе с поселенцами с Украины. Вера Владимировна, дочь Килина, которая сейчас живет в Ижевске (ей нынче исполнилось 97 лет, она заслуженная артистка УАССР, актриса кукольного театра еще самого начального периода его истории), хорошо помнит, как певали вечерами украинцы с беженцами из Ижевска. Сам Владимир Килин обладал исключительной красоты баритоном. И детей его Бог не обидел художественными талантами – пели, играли на музыкальных инструментах, ставили пьесы в домашнем театре…
фотоИ тут сестры Владимира, остававшиеся в Ижевске, прислали ему официальное разрешение вернуться на родину. Семья возвращается, но не на Карлутку, а в дом на Троицкой, где им отвели единственную комнату с кухней. Зарытый накануне бегства под крыльцом карлутского дома клад серебряной утвари тоже не дождался хозяев, ушел в чужие руки. Килина пригласили работать на его же, правда, теперь уже бывший, кирпичный завод. Но он не находит общего языка с новым персоналом – работники не выполняют его указаний по технологии, относятся к нему свысока, как к «недобитому буржую». И тут знакомый священник приглашает Килина дьяконом в Михайловский собор. В храме Килина отлично знают еще с дореволюционных времен – кроме того, что семья была естественно среди самых ревностных прихожан, глава семейства исправно пел в церковном хоре. С уходом Килина с фабрики семье в доме на Троицкой пришлось довольствоваться уже одной лишь кухней, комнату отобрали. В 1924 году Владимир Константинович Килин простудился. Невзгоды и воспаление легких свели в могилу прекрасного, доброго и порядочного человека в возрасте чуть более 50 лет. Вдова Килина, Александра Григорьевна пережила мужа почти на 40 лет. Рассказывают, что эта гордая женщина в знак протеста против несправедливого отношения властей к ней и ее мужу ходила по Ижевску босая…
Из рук в руки
Дом Килина на Троицкой/Советской уже в советские времена имел на фасаде мемориальную мраморную доску о том, что в этом здании происходило учредительное собрание Союза коммунистической молодежи, то есть республиканская комсомольская организация смело могла бы считать свою историю от этого события в «доме Килина». Есть сведения, что в 30-е годы на 2-м этаже особняка был устроен кинотеатр «Фурор». Долго «прожил» здесь академический научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, которым тогда и сейчас руководит Кузьма Иванович Куликов. Затем здесь несколько лет «жило» БТИ, бюро технической инвентаризации, которое сейчас называется очень длинно и сложно и уже несколько лет как расположено в здании бывшего детсада, мило отремонтированном в евростиле. Худо-бедно все эти годы «дом Килина» существовал, ремонтировался, «врастал» в землю, так как подымался уровень тротуаров и мостовых из-за дорожных работ. В итоге здание углубилось почти на метр, поэтому окна первого этажа выглядели как полуподвальные. В 1999 году депутат Гордумы Сергей Светлов, выпускавший тогда еженедельник «АИФ Удмуртии», который пользовался большой популярностью в Ижевске, получил здание в долгосрочную аренду. Вообще говоря, это был самый настоящий «откат», то есть «благодарность» муниципалитета за участие Светлова и его издания в политической борьбе на стороне противников Волкова. Хочу подчеркнуть, что в «доме Килина» редакция светловской газеты «АИФ Удмуртии» никогда в жизни не размещалась. Тем более не имеет никакого отношения к этому зданию новое средство массовой информации «АИФ в Удмуртии», которое сейчас издает Олег Елмашев, воспользовавшись уходом с информационного рынка Светлова и его издания.
фотоНо вернемся к дому Килина. В его судьбе наступает переломный и трагический момент. Сергей Светлов, по словам сотрудников Управления охраны памятников истории и культуры (а дом Килина поставлен на охрану как памятник истории в 1979 году), прямым текстом говорит им, что сделает все, чтобы снять со здания статус охраняемого. В то же время он ничего не предпринимает, чтобы начать реставрацию строения. Второй закон термодинамики гласит: если не предпринимать мер к поддержанию в рабочем состоянии какой-либо системы, сама собой она будет неминуемо разрушаться. Что и подтвердил несчастный дом – в 2001-м году на глазах у всего города среди бела дня рухнула крыша, дав повод для журналистских пересудов в связи с намерениями Светлова относительно здания в самом центре столицы. Когда и как дом Килина был переоформлен из муниципальной в республиканскую собственность, останется для публики загадкой, но в 2001-м году Минимущество начинает судебную тяжбу с тем, чтобы отнять у Светлова право долгосрочной аренды. Чиновники дело выигрывают в 2004-м, и тогда же дом оказывается дважды перепроданным – в апреле и в сентябре. У нас нет полной уверенности, что продажа дома состоялась с соблюдением всех правил торгов республиканской недвижимостью, то есть с объявлением о выставлении лота на продажу и проведением открытого аукциона. На этот счет должно ответить Минимущество. Надеюсь, ответит. Наконец, status quo. Нынче дом Килина проходит по документам как «собственность» Сергея Шишкина, частного предпринимателя из «команды» Андрея Осколкова. Он подписал с министерством культуры Охранное свидетельство, которое обязывает его воссоздать фасад дома Килина в первоначальном виде с использованием сохранных кирпичей из кладки снесенного здания. Решение о сносе было принято коллегиально Экспертным советом ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры), поскольку эксперты убедились, что состояние фундамента и несущих конструкций пришли в такое состояние, что восстановлению уже не подлежат. Дом погиб безвозвратно, считают в управлении охраны памятников, в тот период, когда Светлов бросил его на произвол судьбы и стихий.
«Атлантида». In memoria
Рассматриваю старинные дореволюционные фотографии. И странное чувство рождается при взгляде на эти исполненные достоинства лица, правильные черты лица. Будто жила-была на месте Ижевска некая «инопланетная» цивилизация. Умели работать. Любили родных и близких. Были высокими, красивыми и очень талантливыми. Чтили закон Божий и человеческий. Вихрь революции и гражданской войны смел эту «расу» с лица земли. Спираль истории вернула Россию в капитализм. Вроде бы торжествует историческая справедливость – недвижимость обретает эффективных (?) собственников… Но почему-то кажется, что опять украли и «распилили». А не было бы лучше в воссозданных стенах дома Килина разместить «живой музей» быта и нравов ижевского купечества? В назидание потомкам и для наглядности.