Газета №40 (0788) / 12 октября 2006 г.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Президенту УР А. А. Волкову,
Председателю Госсовета УР И. Н. Семенову,
Председателю Правительства УР Ю. С. Питкевичу,
Главному федеральному инспектору по УР А. Н. Кобзеву
Высшее образование в России, и Удмуртской Республике в частности, является национальным достоянием, имеющим свои традиции, функции воспроизводства высокообразованных кадров и создания наукоемких технологий, стратегически значимых для всех секторов развития экономики и культуры. Сфера высшего образования продемонстрировала свою жизнеспособность в годы перестройки и в период вхождения в рыночную экономику. Эти годы, сложные для выживания, привели к повышению конкурентоспособности каждого из вузов, открытию новых специальностей, повышению качества подготовки.
Проводимый в настоящее время эксперимент по укрупнению южно-российских и красноярских вузов сопровождается целым комплексом трудноразрешимых проблем и активным сопротивлением вузовской общественности, в связи с чем дальнейшее экспериментирование в этом направлении Министерством образования и науки Российской Федерации пока считается преждевременным и нецелесообразным. Министерство принимает меры по доработке механизмов интеграции вузов на федеральных экспериментальных площадках и придерживается позиции сдерживания региональных инициатив, открывающих возможности для ликвидации уже сложившихся направлений подготовки специалистов высшей квалификации, а также для обвальной приватизации сферы образования и науки, прежде всего, высокотехнологичных комплексов вузовских зданий.
Высшая школа в Удмуртии —это стратегический и инновационный ресурс развития экономики и культуры республики. Каждый из вузов занимает свою образовательную и исследовательскую нишу, располагает традициями, обладает стратегией инновационного развития. Механическая интеграция ведущих и крупнейших вузов республики приведет к утрате этих академических традиций, ликвидации научных школ, закрытию специальностей и направлений, а, следовательно, к безработице значительной части высокообразованных преподавателей и сокращению доступа к высшему образованию молодежи Удмуртии, которая вынуждена будет платить за обучение в филиалах центральных и территориально близких вузов, многие из которых не имеют государственной аккредитации.
Механическая интеграция вузов, не поддерживающих такую реорганизацию, проведенная с применением ресурса власти, приведет к непредсказуемым для развития региона последствиям. Одним из такого рода радикальных следствий может стать утрата механизмов воспроизводства, исследования и развития удмуртской культуры, в течение десятилетий являющихся системообразующими для трех «национальных факультетов» Удмуртского государственного университета.
Ведущие вузы Удмуртии являются федеральными, многократно и успешно прошедшими все необходимые государственные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Из бюджета республики финансирование на развитие инновационных и образовательных программ, в отличие от многих российских регионов, никогда не поступало. Даже 75-летний юбилей Удмуртского государственного университета — старейшего вуза Удмуртии — не стал поводом для участия в реализации возможностей вуза.
Опережающая инициативная деятельность по реформированию вузов — без согласия вузовской общественности и без воспроизводства традиций — является нарушением университетской автономии.
В этой связи выражаем общее мнение членов Ученых советов вузов, что первостепенной задачей высшего менеджмента вузов и управленческого звена Удмуртской Республики является всемерное содействие сохранению федеральных вузов, каждый из которых занимает свою нишу на образовательном рынке подготовки специалистов высшей квалификации — стратегического ресурса будущего конкурентного и инновационного развития Удмуртии.
Председатель Ученого совета УдГУ,
ректор В. А. Журавлев
Председатель Ученого совета ИжГТУ, ректор И. В. Абрамов