Высшее образование в России, и Удмуртской Республике в частности, является национальным достоянием, имеющим свои традиции, функции воспроизводства высокообразованных кадров и создания наукоемких технологий, стратегически значимых для всех секторов развития экономики и культуры. Сфера высшего образования продемонстрировала свою жизнеспособность в годы перестройки и в период вхождения в рыночную экономику. Эти годы, сложные для выживания, привели к повышению конкурентоспособности каждого из вузов, открытию новых специальностей, повышению качества подготовки. Проводимый в настоящее время эксперимент по укрупнению южно-российских и красноярских вузов сопровождается целым комплексом трудноразрешимых проблем и активным сопротивлением вузовской общественности, в связи с чем дальнейшее экспериментирование в этом направлении Министерством образования и науки Российской Федерации пока считается преждевременным и нецелесообразным. Министерство принимает меры по доработке механизмов интеграции вузов на федеральных экспериментальных площадках и придерживается позиции сдерживания региональных инициатив, открывающих возможности для ликвидации уже сложившихся направлений подготовки специалистов высшей квалификации, а также для обвальной приватизации сферы образования и науки, прежде всего, высокотехнологичных комплексов вузовских зданий. Высшая школа в Удмуртии —это стратегический и инновационный ресурс развития экономики и культуры республики. Каждый из вузов занимает свою образовательную и исследовательскую нишу, располагает традициями, обладает стратегией инновационного развития. Механическая интеграция ведущих и крупнейших вузов республики приведет к утрате этих академических традиций, ликвидации научных школ, закрытию специальностей и направлений, а, следовательно, к безработице значительной части высокообразованных преподавателей и сокращению доступа к высшему образованию молодежи Удмуртии, которая вынуждена будет платить за обучение в филиалах центральных и территориально близких вузов, многие из которых не имеют государственной аккредитации. Механическая интеграция вузов, не поддерживающих такую реорганизацию, проведенная с применением ресурса власти, приведет к непредсказуемым для развития региона последствиям. Одним из такого рода радикальных следствий может стать утрата механизмов воспроизводства, исследования и развития удмуртской культуры, в течение десятилетий являющихся системообразующими для трех «национальных факультетов» Удмуртского государственного университета. Ведущие вузы Удмуртии являются федеральными, многократно и успешно прошедшими все необходимые государственные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Из бюджета республики финансирование на развитие инновационных и образовательных программ, в отличие от многих российских регионов, никогда не поступало. Даже 75-летний юбилей Удмуртского государственного университета — старейшего вуза Удмуртии — не стал поводом для участия в реализации возможностей вуза. Опережающая инициативная деятельность по реформированию вузов — без согласия вузовской общественности и без воспроизводства традиций — является нарушением университетской автономии. В этой связи выражаем общее мнение членов Ученых советов вузов, что первостепенной задачей высшего менеджмента вузов и управленческого звена Удмуртской Республики является всемерное содействие сохранению федеральных вузов, каждый из которых занимает свою нишу на образовательном рынке подготовки специалистов высшей квалификации — стратегического ресурса будущего конкурентного и инновационного развития Удмуртии. Председатель Ученого совета УдГУ, ректор В. А. Журавлев Председатель Ученого совета ИжГТУ, ректор И. В. Абрамов