фото- Андрей, как идут переговоры?
- В настоящее время правильней было бы говорить не столько о переговорах с властями, а о непосредственной работе представителей Координационного Совета (активистов Общественного совета пенсионеров, Движения «Домовые комитеты Ижевска», регионального отделения партии «Патриоты России») в специально созданной рабочей группе. Напомню, что, стремясь смягчить негативные последствия нового Жилищного кодекса, перекладывающего ответственность за состояние обветшавшего жилого фонда на население, мы добились весной этого года от правительства Удмуртии и администрации г. Ижевска признания законности наших требований о разработке целого ряда документов по проблемам ЖКХ. Сделать это было, на самом деле, непросто – как известно, активистам движения даже пришлось блокировать вход во дворец президента Удмуртии, чтобы начался переговорный процесс хотя бы по этим вопросам. Но сегодня в рамках специально созданной рабочей группы с участием начальника городского Управления ЖКХ Ивана Маринина, руководителя ГЖУ Виктора Зеленина, юристов Минстроя УР и Горжилуправления идет достаточно конструктивный диалог, в ходе которого нам удалось на этом этапе провести ряд принципиальных позиций в интересах населения. А в формат «переговоров» придется, видимо, переходить позже – в том случае, если при принятии постановления чиновники «сдадут назад» от достигнутых договоренностей под каким-либо формальным предлогом.
- Что уже удалось согласовать в «рабочей группе»?
- Подготовлен проект очень важного документа «Порядок передачи управления многоквартирным домом при смене способа управления многоквартирным домом или управляющей организации». Та процедура, которая действует в Ижевске сегодня, практически означает сбрасывание с властей всякой ответственности за состояние передаваемых жилых домов. В новом проекте по нашему предложению есть, например, такой пункт: «Выбранная для управления многоквартирным домом организация (жилищное объединение, уполномоченный представитель собственников при непосредственном способе управления) при принятии в управление общего имущества многоквартирного дома выходит с предложением к управляющей организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом до смены способа управления и управляющей организации, с предложением о составлении Двустороннего акта состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (Приложение 1) и со своей стороны обеспечивает реализацию этого процесса. Данный акт согласовывается с уполномоченным представителем собственников. Для МУ «Городское жилищное управление – управляющая компания в ЖКХ города Ижевска» и муниципальных унитарных предприятий «ЖРП-8», «ЖРП-19» принятие указанного предложения о составлении двустороннего акта является обязательным». То есть фактически речь идет о механизме, с помощью которого вполне реально зафиксировать обязательства муниципалитета по невыполненному капитальному и текущему ремонту. Понятно, что это не радикальное решение проблемы, такой подход все равно предполагает упор на судебные формы борьбы, но на городском уровне - это максимум, чего можно добиться через нормативно-правовые акты. Для кардинального решения вопроса надо менять саму власть в стране. И конечно, принципы бюджетной политики в Удмуртской Республике. Чтобы миллиарды рублей тратились не на зоопарк и намыв искусственного острова посредине пруда, а, в частности, на капремонт и то, что может привлечь федеральные деньги в ЖКХ республики.
- Ну, допустим, зафиксировали все неисправности и недоделки в Двустороннем акте, что дальше?
- Если это случится, то это фактически выигранный судебный процесс. Следует подавать в суд и взыскивать средства. Причем, если у ГЖУ средств нет, долг ляжет на муниципалитет.
- А если новая управляющая компания, которая взяла дом в управление, не станет выходить с предложением к ГЖУ заключать Двусторонний акт? Ведь для нее данный Порядок, даже если его примет администрация, будет являться лишь рекомендованным…
- Тут многое зависит от жителей. Если уж они решили отдать управление в руки частной фирмы, то должны обязать ее сделать это. В проекте «Типового договора», который сейчас обсуждается в администрации, мы уже предварительно согласовали обязанность управляющей компании произвести данные действия. Кроме того, при отказе прежней управляющей организации составить такой акт (такое тоже не исключено) новая управляющая компания должна – цитирую – «составить его в одностороннем порядке с согласованием с уполномоченными представителями собственников в течение 10 календарных дней с момента возникновения обязанности приступить к управлению домом и направить прежней управляющей организации предложение устранить выявленные недостатки или профинансировать их устранение. При невыполнении указанных действий нести ответственность за недостатки в техническом состоянии общего имущества, не зафиксированные в переданной и изготовленной при приеме дома в управление технической документации, и за ущерб, который может быть нанесен собственникам в связи с этими недостатками». Это очень важный пункт, который я бы рекомендовал сегодня жителям прописывать в договорах управления, если уж они решили не ждать принятия этих документов администрацией.
- Как скоро можно ожидать официального принятия этих документов?
- Думаю, не раньше конца августа – а то и в сентябре. Если Порядок передачи в управление уже проработан и согласован обеими сторонами, то работа над «типовым договором» в самом разгаре. Например, не удалось договориться по пункту обязанности управляющей организации «согласовывать с уполномоченным собственников акты выполненных работ по ремонту и содержанию общего имущества, если такое поручение ему дано решением общего собрания собственников». Пришлось вносить его в протокол разногласий. Есть также еще опасность, что мы в рабочей группе разработаем прекрасный документ, а потом администрация города откажется принимать его под формальным предлогом, ссылаясь на мнение «своих» юристов из правового управления, которые почему-то устранились от непосредственного обсуждения. Ведь сколько юристов – столько мнений. Фактически буксуют переговоры по третьему блоку вопросов - величине нормативов на теплообеспечение…
- Что делать, если переговорный процесс по этим вопросам будет свернут чиновниками?
- То же, что и раньше. Усиливать наши коллективные действия – создавать «боевые» домовые комитеты и инициативные группы, организовывать массовые и «точечные» уличные выступления, бойкотировать навязывание «кабальных договоров управления»... Населению Удмуртии в жилищном вопросе отступать сегодня некуда. Можно только наступать.
Беседовала Анна КАЛАЧЕВА

P.S. Подробнее о разрабатываемых документах - см. в следующих номерах «Д».