В интересное время живем – всё больше и больше узнаём о домах, в которых живем по 20 и более лет. Как они устроены, как обслуживаются? За что, наконец, и, главное, кому платим? Новые платежи не с неба свалились. Под них подведена некая «база» в виде системы аргументов и официальных бумаг. Попробуем в них разобраться. Хотя, сразу предупреждаю, это будет нелегко. Помимо того, что вообще коммунальная сфера далеко не так проста, как кажется, так еще и действуют в ней силы, очень не заинтересованные в создании в ней «прозрачных» и справедливых схем. «Надо платить!» В департаменте по связям с общественностью Горжилуправления мне назвали четыре документа, которыми вроде бы узаконен «электрический» платеж. Это письмо Минстроя УР № 14/22-47 от 25.07.2007 г.; письмо Минрегионразвития РФ № 11-356-ЮТ/07 от 18.06.2007 г.; постановление удмуртского правительства № 59 от 23.04.2007 г. и заключение Рабочей группы по тарифам при администрации Ижевска. Таким образом, само ГЖУ никоим образом не причастно к появлению новой строки. Оно только исполнило «спущенное сверху» распоряжение. С тремя из этих четырех документов мне удалось познакомиться, а вот Минстрой УР своё письмо сначала пообещал, но потом так и не выслал. Но, по словам разработчиков этого документа, он практически один в один цитирует письмо из Минрегиона, поэтому ничего принципиально нового не даст. Итак, развернем логику государства, представленную в письме Минрегионразвития за подписью некоего Ю.П. Тыртышова, должность которого или вообще принадлежность к данной структуре в письме никак не обозначена. А логика тут действительно есть. (Чтобы не утруждать читателя канцелярской лексикой и сэкономить газетную площадь, я позволю себе дать содержание письма в изложении). В многоквартирном доме есть система подачи электрической энергии. Она подает ток не только в квартиры, где мы ею пользуемся и платим по персональным счетчикам, но также на приборы освещения мест общего пользования, на оборудование, которое запитано от источника электроэнергии (лифт, домофон, усилитель телеантенны коллективного пользования, система противопожарной автоматики и т.д.). При этом возникает необходимость содержать и ремонтировать эти коммуникации и приборы, чтобы они были в исправном состоянии. Но есть и необходимость оплачивать тот коммунальный ресурс (электричество), которое пошло на работу этих светильников и приборов. Логично? Логично. Электричество, потраченное на освещение мест общего пользования и работу оборудования для жизнеобеспечения систем многоквартирного дома, должно быть оплачено как коммунальный ресурс, то есть выведено изнутри платежа «содержание», который является жилищным. Именно это и было сделано в Ижевске. В Заключении Рабочей группы по регулированию цен и тарифов от 21 января 2007 года прямо говорится: «Затраты на электроэнергию на общие нужды многоквартирного дома, в соответствии с разъяснениями Минрегионразвития РФ,… в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения [в 2008 году] не включены». В отличие, кстати, от 2007 года. Минрегионразвития, требуя с 1 января 2008 г. начислять плату за электроэнергию для общих площадей как плату за коммунальную услугу, опирается на хорошо знакомые нам документы – Постановления российского правительства №№ 306 и 307, 170 и 491. Хорошие документы. Там, в частности, предусмотрен принцип учета коммунальных ресурсов по счётчику. А если его нет, то по нормативу, выведенному одним из рекомендованных (расчетный, экспертный, аналоговый) методов. Все расписано до последней мелочи. Ну, так сделайте, как предписано российским правительством! Получилось «как всегда»… «Надо в суд подавать!» Эту фразу я не придумала. Её произнес рядовой электрик одного из автозаводских ЖРП, к которому обратились за разъяснениями домовые активисты. Смотрим в свои платежки. 22,4 рубля с человека. Что это за цифра? Как она образовалась? На обороте январской платежки сказано только, что для домов с лифтами этот платеж равен 22,4 руб., без лифтов – 11,2 руб. И всё. Звоню в Центр расчетов за ЖКУ. Ясно и просто мне объяснили, что расчет таков: 7 киловатт с человека умножается на 1,6 руб. (свежий тариф на электричество для населения). Откуда 7 киловатт? Вот тут и всплывает 59-е постановление удмуртского правительства, подписанное его председателем Юрием Питкевичем. Именно этот документ утвердил нормативы потребления газа и электричества при отсутствии приборов учета. В одном из писем, пришедших в редакцию «Дня», ветеран А.Л. Лазарев анализирует, насколько эти семь киловатт отражают реальные затраты на лампочки в подъездах и подъем кабины лифта (еще 7 киловатт). По его расчетам оказывается, что цифры «разъезжаются», как минимум, вдвое, то есть реально нагорает гораздо меньше, чем «впарили» населению с этим нормативом. Сужу по собственному дому: на площадке одна лампочка 60 Вт, горит пусть полдня (12 часов в сутки), проживает в четырех квартирах 14 человек. Значит, с нас в месяц возьмут 156,8 руб., а лампочка сожжет электричества самое большее - 21,6 кВт или на 34,5 рубля. Пусть даже столько же возьмут за вторую лампочку над крыльцом. Ни лифта, ни домофона в моём подъезде нет. Обслуживание и ремонт электросети осталось в «жилищной» части платежки. Значит, мы опять кормим чужого дядю? Причем в письме Тыртышова ясно сказано, что брать по счетчику, если он есть. А общедомовых счетчиков в Ижевске немало. В частности, в моём доме он стоит. Но под норматив закатали всех, как под одну гребенку. При имеющемся счетчике (как мне пояснил замминистра строительства и жилищной политики Владимир Тюриков) жители за места общего пользования будут платить так: из общедомового показателя вычтут данные персональных счетчиков, а остаток поделят пропорционально потребленному в квартирах количеству энергии (кто больше тратит дома, тот больше заплатит за МОП). Спрашиваю в своём ЖЭКе, как уйти от норматива и начать платить по счетчику? Пожимают плечами. А куда идут показания со счетчика? Их подают в РОУКи. Что с ними там дальше делают? А леший знает! Что получается? Мы не знаем, кто и как посчитал норматив 7 кВт и в соответствии или нет с требованиями Постановления № 306 (хотя, видимо, это знает председатель правительства Удмуртии Юрий Питкевич). Мы не всегда знаем, оборудован ли наш дом счетчиком, а если да, то каков порядок перехода с норматива на показания счетчика? В любом случае, не сам этот платеж, а его величина должна стать предметом прокурорского разбирательства и реагирования. «С этим еще надо разбираться!» Эта реплика начальника Управления ЖКХ Ивана Маринина, произнесенная им на совещании в мэрии 8 февраля, относилась к платежу «техобслуживание внутридомового газового оборудования». Хотя произнёс он её «под занавес», а этому предшествовало краткое выступление, суть которого сводилась к следующему. В стране растет аварийность, связанная со старением газовых коммуникаций в многоквартирных домах. В прошлом году из-за взрывов бытового газа погибло 100 россиян. Горжилуправление в течение трех последних лет успешно работало по договору с «Удмуртгазом», все дома, находящиеся под крылом ГЖУ, были проверены газовиками. Ни у жилищной инспекции, ни у Ростехнадзора к муниципальной управляющей компании претензий нет. Сегодня муниципалитет (и, в частности, сам Маринин как начальник Управления ЖКХ) не вправе приказать частным управляющим компаниям заключать эти договоры, но он настоятельно рекомендует это делать. В противном случае, есть прокуратура и жилищная инспекция, которые создадут вам проблемы, если газовые сети в управляемых вами домах будут в плачевном состоянии. Да, в январской платежке «Удмуртрегионгаза» появился еще один столбец с цифрой «5,47». По телефонам, указанным там же в качестве справочных, на первом мне ответила аварийная служба и сказала, что их телефон там указан ошибочно, второй (43-24-01) вообще не отвечал. А в приёмной «Удмуртрегионгаза» ответившая женщина (секретарь?) довольно нервно пояснила, что деньги эти с нас взимаются по договору между «Удмуртрегионгазом» и «Удмуртгазом», которые затем «регионгаз» перечисляет «Удмуртгазу» за обслуживание «моей плиты». «Какая вам разница, кому платить? Всё равно ведь вы платили и раньше за обслуживание!» Интересно, подумала я, в самом деле, если Маринин говорит, что был договор, и действительно к нам приходили сотрудники, осматривали плиту, мылили краны, делали отметку в засаленной книжке, значит, я уже платила за всё это. Если теперь платеж будет получать «регионгаз» (как бы они там между собой ни рассчитывались), значит, должен уменьшиться тот размер платы, где «сидело» это «техобслуживание» раньше. А как это увидеть, если все платежи за ЖКУ в январе только выросли? И потом, как замечательно сказал на том же февральском совещании уже упомянутый Владимир Тюриков (замминистра жилищной политики УР), «не должно быть работ, которых собственник не поручал». Может, я и не откажусь от «техобслуживания внутридомового газового оборудования», но на данный момент я, как собственник жилья, ничего никому не поручала. Опять «впарили». Причем, как утверждал на том же совещании Александр Шерминский, уполномоченный собственников одного из ижевских домов, это «обслуживание» уже «сидит» в плате за газ. По словам Шерминского, это подтверждает информация, размещенная на сайте удмуртского РЭКа. Далее следует словесная перепалка – «сидит» - «не сидит»! После чего Маринин и произнес фразу, что тут надо еще разбираться. А платеж-то УЖЕ введен. Так кто же виноват в создании «горячих точек» накануне президентских выборов? Те, кто без должной проработки и законных оснований вводит новые поборы с населения? Или опять журналисты, желающие «погреть руки на горячей теме»?