фото Госдума России в первом чтении приняла законопроект, который отменяет лицензирование в строительстве. Напомним, что данный документ предусматривает сокращение количества лицензируемых видов деятельности на сорок девять. В том числе из обязательно лицензируемых исключаются риэлтерская сфера деятельности, производство табачных изделий, медтехники, фармакологическая, аудиторская и оценочная деятельность, сертификация лекарственных средств. Принятие данного законопроекта готовилось уже давно – слухи об этом ходили с 2004 года. Одной из главных причин затяжки было отсутствие выработанных механизмов выдачи лицензии со стороны строителей. По идее правительства, строительные организации должны формализовываться в саморегулируемые организации (СРО). Каждая из таких организаций должна будет самостоятельно решать, кому выдавать лицензии, а кому нет. Кроме того, на СРО возлагается коллективная ответственность за выполненные работы и в случае ЧП выплачивать компенсацию заказчику из специального фонда или за счет страхования ответственности и риска. Такие меры, по сути, частично освобождающие строительные компании от регулирования со стороны государства, самих строителей напугали. Как оказалось, эта отрасль экономики крайне консервативна. Строители создавать саморегулируемые организации не торопятся. Алексей Прасолов, руководитель ФГУП УССТ-8: «Вот этот вот закон о саморегулируемых организациях - я его внимательно прочитал. Вот уважаемый наш товарищ министр, вы же по этому закону на нас – никак. Мы по этому закону саморегулируемы и плевать хотели на всех. Вот как «засаморегулиремся» - вот мы на вас посмотрим». По мнению чиновников, причина такой неприязни - в нежелании брать на себя ответственность за принятие решений. Депутат Государственной Думы Евгений Богомольный: «Строители довольно серьезно противятся этому процессу, созданию саморегулирования. Во-первых, потому что это новое, во-вторых, потому что я сказал здесь, что здесь не зря звучало, что субсидиальная ответственность – это ответственность, и надо принимать решения. Это надо кого исключать, кого-то принимать. А так это делает государство, и вроде бы все ни при чем. И, конечно, ожидать, что с первого раза все мы друг друга будем обнимать-целовать, что мы нашли полное взаимопонимание – это, конечно, было бы неправильно». Как объяснили нам в одной из строительных организаций Удмуртии, строители больше всего боятся еще большей монополизации. С приходом саморегулируемых компаний строительный рынок может «захлопнуться». На нем останутся только сильные игроки, которые уже сегодня контролируют значительную долю заказов, а новым компаниям укрепиться в этом бизнесе станет практически невозможно. Единственным соперником в таком случае, по прогнозам удмуртских строителей, останутся только москвичи, которые могут просто «завалить» конкурентов деньгами. На эффективность подобных реформ сами строители смотрят скептически – отмечают, что слишком большую роль играет сегодня коррупция. «С нашим менталитетом, с нашим взглядом на жизнь будет то же самое распределение. Будут по своим знакомым распределять часть рынка, – говорит попросивший не называть его имени руководитель строительной компании средней руки из Ижевска. - Мне кажется, тут не подходы надо менять и условия. Надо самим поменяться чуть-чуть. Кто был всегда вторым, а потом вдруг стал первым, никогда не отдаст первенство – потому что он долго боролся за это место. Тем более что 80 процентов рынка уже разделено. Грызня идет из-за оставшихся 20 процентов». Часть из этих 20 процентов – частное строительство. Ни для кого не секрет, что частный сектор строили и, вероятно, будут строить частники, а не большие строительные компании. Как говорится, «цена качества», да и масштабы для больших компаний не те. Однако новый законопроект, отменяющий лицензирование в области строительства, по задумке чиновников, ориентирован именно на малые компании. Они (чиновники) считают, что активное участие в СРО должны принимать начинающие строители. Об этом накануне принятия законопроекта заявил председатель Комитета Госдумы по собственности депутат-единоросс Виктор Плескачевский. «Малым компаниям, которые готовы исполнить требования закона о саморегулировании строительной деятельности, ничто не мешает создать СРО, и она будет обладать теми же правами, что и СРО с участием крупных организаций, - утверждает г-н Плескачевский. - Возможно даже, что правила, стандарты и в целом практика работы малых компаний будет гораздо лучше и привлекательней, чем у больших. В результате потребитель, убедившись в их добросовестности, может отдавать предпочтение именно им. На самом деле, саморегулирование задумано как раз в интересах малого и среднего бизнеса, потому что крупные компании и сами установят комфортные отношения с государством, а вот у малых и средних фирм возможностей для этого гораздо меньше». Но не надо забывать, что в данном случае речь идет не о хлебе и молоке, которое потребитель приобретает каждый день, а о жилплощади, которая покупается часто на всю жизнь. Для того чтобы выработалось доверие к конкретному производителю, тем более небольшой фирме, должно пройти слишком много времени. В связи с этим у строителей есть опасение, что новый закон может вызвать наплыв в отрасль непрофессионалов, которые смогут стать конкурентоспособными игроками на рынке собственности за счет снижения цены и качества. Но, как считают многие эксперты, монополизация области будет фактически неизбежна еще и в том случае, если «равноправию» не поспособствует государство – один из главных заказчиков на строительном рынке. Самый веский повод не менять фаворитов, как считают многие, – налаженные между чиновниками и застройщиками особые связи. Сегодня, например, выбить с рынка такого гиганта, как «КОМОС», невозможно не только потому, что никто не выдержит честной конкуренции с этой компанией, но и потому, что ее деятельность находится под негласной защитой властей. Напомним, что руководителем «КОМОСа» является депутат Госсовета УР Андрей Осколков, входящий в ближайший круг президента Удмуртии Александра Волкова. В итоге, учитывая, что вся строительная сфера держится на негласных, зачастую коррупционных связях, надежды на новый законопроект мало. Механизмы свободного рынка, которые предлагают нам сегодня федеральные власти, окажутся неработоспособны на рынке, где правит «строительная мафия». После окончательного принятия законопроекта сложности должны начаться и у малого бизнеса. Как сообщил заместитель главы Администрации г. Ижевска Валерий Грахов, у малого бизнеса могут возникнуть проблемы с организационными взносами. Если в СРО войдут достаточно много крупных компаний, то для обеспечения возмещения потенциального ущерба заказчикам может быть установлена высокая планка первоначального взноса в фонд организации, который малые строительные компании просто не потянут. Большинство мелких организаций, скорее всего, останутся работать в роли субподрядчиков при более крупных, как это происходит сегодня. Несмотря на это, по словам г-на Грахова, город и республика готовы к введению нового законодательства. Например, стадия разработки документальной базы на сегодняшний день в республике уже завершена. Но тем не менее темпы градостроительства в Ижевске набирают обороты. По сравнению с прошлыми годами почти в два раза. Так, в 2006 году выдано 531 разрешение, а в 2007-м (при том, что планировали около 800) реально выдали 926 разрешений на строительство. Если рассматривать площадь введенного жилья, то рост за последние 4 года составил сто с лишним процентов. Если в 2003 году сдали всего 103,2 тыс. кв. метров жилья, то в прошлом году - 220,7 тыс. кв. м. Однако столь перспективная тенденция сама по себе еще ничего не говорит о качестве строительства и, главное, об ответственности строительных компаний. В настоящее время Ижевск катастрофически не укладывается в сроки сдачи строительных объектов. И эта тенденция сохраняется уже несколько лет, более того, положение только ухудшается. Если в 2004 году разрешений на строительство было выдано 451, то сдано объектов только 197. К 2006 году ситуация изменилась - сдали 275 объектов при выдаче 531 разрешения. Но основной провал пришелся на «предпраздничный» 2007 год, строительный бум в котором прошел на фоне подготовки к 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Несмотря на то что в этом году разрешений было выдано сверх плана, а власти готовилась в конце года принять более 500 объектов, приняли всего 160. Так мало объектов Удмуртия не сдавала уже несколько лет, даже когда никакого строительного бума не было. Обнаружившееся отставание может серьезно сказаться на готовности многих объектов к празднику. К тому же, помимо оставшегося несданным балласта, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска готовится в этом году принять еще 500 объектов строительства. Единственное, что оправдывает чиновников, - скоро ответственность за некачественное строительство будет переложена с их плеч на плечи строителей. И обвинить их в том, что лицензии выдаются «джамшудам» - как теперь, благодаря известному шоу, называют нерадивых строителей, – будет уже невозможно.