фото Трагичного и радостного пополам. День знаний в этом году получился не веселым и не грустным: есть чему порадоваться и есть над чем задуматься. Отчасти атмосферу первого дня осени создавали «вечные оптимисты» - чиновники. Их новомодная идея ввести в образовательный процесс как можно больше современных информационных технологий, сблизить преподавателей с Интернетом даже нашла отражение в названии одного из праздничных мероприятий. На «Школьном open-air», который устроили в Летнем саду им. Горького, одна из концертных программ называлась «Одноклассник.ru» - в честь популярного сайта. Однако об этом мало кто говорил. Самой главной «фишкой», о которой не умолчало ни одно СМИ и о чем упоминали абсолютно все чиновники в своих докладах, – это количество новых учебных заведений. Их в этом году должны сдать двадцать пять. Всего на ремонт и восстановление школ Ижевска выделили свыше 48,5 млн рублей. Много это или мало, можно судить по цифрам. Как сообщила ТК «Моя Удмуртия», недоремонтированной к первому сентября школе №19 для завершения реконструкции требуется еще 25 млн рублей. Тема с не открывшимися 1 сентября школами вообще стала в СМИ довольно пикантной. Сколько всего учебных заведений не начало работать – точно не ясно. Начальник управления образования Валерий Шляфер сообщил о пяти объектах, однако разные СМИ, опираясь, очевидно, на разные источники, называют цифры от двух до одиннадцати. Скандала все ждали от элитной «тридцатки». Как рассказал нам электрик Вячеслав, принимавший участие в ее ремонте, для проделанных работ по уму нужно было выделить не менее трех месяцев. На деле же фронт работ строителям предоставили лишь за три недели до первого сентября. В итоге на капремонт из-за сжатых сроков, по информации строителей, было потрачено гораздо больше денежных средств, чем если бы это происходило в нормальном режиме. Глава Администрации г. Ижевска Александр Ушаков в сложившейся ситуации обвинил покинувшего свой пост в конце прошлого учебного года директора школы, который якобы некорректно провел конкурс по выбору компании для ремонтных работ. «К сожалению, получилось в тридцатой школе так, что прежний руководитель провел эти торги, но провел некорректно, и антимонопольный комитет отменил эти торги. И если они были проведены незаконно, то, наверное, правильно и сделал», - высказал свое мнение глава городской администрации. Впрочем, несмотря на весь ажиотаж вокруг школы, скандал в итоге раздувать было не из-за чего: как и остальные школы, тридцатый лицей, одно из лучших учебных заведений среднего звена в городе, открылся вместе со всеми. Шоком для всех стала другая новость. Перед самым Днем знаний, 29 августа, трагически погиб президент и основатель Ассоциации образовательных учреждений «Международный Восточно-Европейский университет» Эдуард Гордон. Он погиб, катаясь на водном скутере в районе одного из элитных поселков - Степаново. Со своими новостями Ижевск даже попал в ИТАР-ТАСС. Правда, информационное телеграфное агентство России писало не о трагедиях. В сводном материале участника холдинга ИТАР-ТАСС – компании АМИ-ТАСС - о начале учебного года в разных регионах Удмуртия упомянута один раз – в самом конце. Как отметил корреспондент ИТАР-ТАСС Альфред Артамонов, «в школах Ижевска перед началом учебного года не хватает учителей - и это сейчас главная проблема для республики». В комментарии «Д» свою оценку положения учителей в начале нового учебного года дала преподаватель школы № 5 Светлана Орлова. По ее словам, сейчас одной из самых распространенных проблем стала нехватка учебных часов. Если преподаватель начальных классов в среднем имеет 20 часов в неделю, что соответствует одной ставке преподавателя, то у большинства и из этого времени умудряются урезать уроки. У многих преподавателей из положенных 20 часов фактически остается только 15-16. При этом если учитель имеет классное руководство, то в отобранные часы он все равно должен присутствовать на уроках своих учеников, и это время не оплачивается. Как выяснилось, время отбирают в основном для факультативных занятий, которые нужны для повышения престижа учебного заведения. Такие элементы дополнительного образования, как чистописание, социальная и психологическая адаптация первоклассника, делают учебное заведение более привлекательным для родителей, которые считают, что эти предметы ускорят развитие ребенка. Однако при этом забывается, что все внеплановые уроки проводятся в ущерб основным: математике, русскому языку и литературе. В итоге классные руководители, чья зарплата в среднем не превышает семи тысяч рублей, вынуждены искать себе подработку. При этом многие, если находят выгодный заработок на стороне, уходят из школ. Лично я очень удивился, когда пару месяцев назад встретил свою бывшую учительницу английского и узнал, что она работает кассиром в супермаркете. Другой мой школьный преподаватель, не имея возможности кормить семью, ушел из школы в журналистику, но потом вернулся. По ее словам, работа журналиста слишком нервная для тридцатилетней женщины. Знакомые учителя уверяют, что большинство преподавателей уходят с работы не потому, что не нравится профессия - а потому что нет условий. Другая моя знакомая, Ирина Токай, живущая в Японии, узнав о ситуации в Удмуртии, только вздохнула. Она рассказала, что ее муж преподает языки, тратит на это пару часов в день и получает при этом не менее двух тысяч евро в месяц. Даже при высоких ценах в Японии этих денег достаточно, чтобы содержать семью и дом. На таком фоне довольно неразумно выглядит информационная политика правительства, которое о своих планах поддержки преподавателей предпочитает умалчивать. Что касается президента Удмуртии Александра Волкова, то он и на ежегодной конференции работников образования, и в официальных поздравлениях воздержался от озвучивания каких-либо планов по поводу дальнейшего развития реформы образования в республике. Остальные политики высказывались довольно противоречиво. Мне уже приходилось писать о громких, но малореальных публичных предложениях депутата Государственной Думы Виктора Шудегова насчет выделения каждому работнику образования по персональному компьютеру для домашнего использования. К настоящему моменту по своей яркости это высказывание о предстоящем учебном годе еще не затмил ни один политик. Вероятно, потому, что все остальные в своих выступлениях избегают конкретики. «Росту интеллектуального потенциала столицы Удмуртской Республики во многом способствует работа по реализации национального проекта «Образование», муниципальных целевых программ», - уверил в своем поздравлении жителей Ижевска Александр Ушаков. О «беспрецедентном внимании государства к образовательной сфере» говорили и другие чиновники. Тем временем положение преподавателей, получающих не больше семи тысяч в месяц, далеко не лучшее. В образовательных учреждениях не могут сменить даже бланки, которые, очевидно, остались еще с советских времен прошлого века. Так, в Республиканском колледже культуры при устройстве на работу выдают бланки, где есть строка «социальное происхождение», а в таблице об опыте работы указано «в том числе участие в партизанских отрядах…». И это все на фоне заявлений, что образование – приоритетное направление для республиканских властей и финансирование этой сферы растет. Но, чтобы все не выглядело уж слишком удручающе, надо отметить, что в этом году федерация предприняла несколько реальных шагов в сторону поддержки образования. Так, согласно президентской программе, все ученики начальной школы смогут получать бесплатные завтраки. В свою очередь, удмуртские чиновники продолжат кампанию по принуждению к учебе уклоняющихся от нее учеников. В прошлом году работа программы уже дала свои немалые результаты: 113 родителей были привлечены к административной ответственности, а к ста другим была применена довольно сомнительная мера «общественного порицания». Однако это вряд ли можно назвать комплексным подходом к приоритетному направлению. Деньги выделяются только на строительство, а учителя ведь не живут в школах – они в них только работают, и о престижности их профессии, как выясняется, государство по-прежнему не заботится, если считает, что современный учитель вполне может быть участником партизанского отряда.