Юрий Викторович Почепцов - Юрий Викторович, непростое состояние жилых домов Ижевска общеизвестно. Поделитесь впечатлениями - какой жилищный фонд достался вашей организации?
- Мы сразу разделили пришедшие к нам дома на группы: дома, имеющие проблемы с инженерными коммуникациями, – это дома старше 25-30 лет; дома, имеющие проблемы с кровлей; и дома, где жители в первую очередь хотели бы видеть ремонт в подъездах. Исходя из этого мы и строили ближайшие планы ремонтных работ, чтобы минимизировать возможность аварийных ситуаций. Прежде всего - замена сгнивших стояков, чтобы потом всю зиму их не латать, а также ремонт кровли.
- Как в управляемых вами домах организован контроль со стороны жителей за качеством проводимых работ?
- Мы еще на стадии собраний по выбору способа управления объяснили жителям, что наши отношения отныне будут базироваться на полной подотчетности и прозрачности. Больше никаких так называемых «консолидированных бюджетов». Все средства, уплаченные жильцами дома, идут только на нужды этого дома и учитываются на отдельном счете. Для того чтобы вести строгий учет средств, договором управления предусмотрен выбор уполномоченного представителя, которому собственники жилого дома делегируют полномочия по согласованию смет, подписанию актов выполненных работ и прочих действий. Должен сказать, что не во всех наших домах мы нашли понимание в вопросе о выборе уполномоченных. В некоторых пришлось проводить по три и более собрания, чтобы убедить людей в необходимости подойти к этой выборной должности с полной ответственностью. Ведь от его грамотности, активности, настойчивости во многом зависит текущее состояние дома. Тому подтверждением служит год нашей работы – где жильцы сразу нашли такого человека, там и работ выполнено больше. Чтобы не быть голословным, приведу пример: взять три соседних дома, по ул. Холмогорова, 19, 21 и 23. В первых двух домах уполномоченные взялись за дело активно, целеустремленно, и вот результат - из 7 подъездов 19-го дома уже отремонтировано 4, выполнен ремонт 567 м межпанельных швов, ремонт цоколя и входных групп; в 21-м отремонтированы все четыре подъезда; а в 23-м, где уполномоченного выбрали с большим трудом только недавно, из пяти подъездов отремонтированы пока только два… Конечно, и в этом доме мы наверстаем отставание, но оно налицо. Понимая также, что работа уполномоченного будет связана с затратами времени и сил, договором управления были предусмотрены разные варианты оплаты их труда, которые выбирают сами собственники жилого дома.
- По какому принципу вы ставите очередность ремонтных работ?
- Сначала, конечно, смотрим на платежную дисциплину. Опять обращусь к конкретному примеру. Вот два однотипных дома – Майская, 7 и Пушкинская, 282. У первого 245 тысяч рублей задолженность по оплате ЖКУ, у второго – 91 тысяча. Есть разница? Конечно, и это учитывается. Так, в доме 7 по ул. Майской в связи с большой задолженностью жителей 1-го подъезда в первую очередь произведен ремонт 3-го подъезда. Данный вид работ не будет продолжен, пока жители не погасят задолженность. Хотя по другим показателям, хочу подчеркнуть, оба дома примерно в равном положении – по девять стояков из шестнадцати заменили в каждом доме, межпанельные швы отремонтированы по всем заявкам, поступившим на промерзание и подтеки. Нам очень важно, чтобы жители увидели, что мы слышим и видим их проблемы и реально делаем все, чтобы их устранить. Хочу привести несколько цифр. До того, как мы стали работать как управляющая компания, за три предыдущих года, что мы были просто подрядчиками, даже речи не было ни о ремонте стояков, ни о ремонте подъездов. Не удалось отремонтировать ни одного стояка. Почему? Не было таких поручений от прежней управляющей компании! А всего за год с небольшим, с момента, когда дома перешли под наше управление, мы заменили 55 стояков горячего и холодного водоснабжения в 12 домах. Если брать стандартную 9-этажку с 4 подъездами, то выйдет совсем неплохая цифра – три с половиной дома в год! Мягкую кровлю, самые проблемные участки подготовили к зиме на площади 3130 кв. метров на шести домах. Сегодня нами отремонтировано 52 подъезда в 17 домах, это больше 30 процентов! И мы эту работу не останавливаем.
- Есть расхожее среди коммунальщиков мнение, что собираемых денег недостаточно для восстановления наших домов…
- Мы еще на собраниях по выбору нашей компании договаривались с собственниками о том, что финансировать ремонтные работы будем сообща. И сегодня компания «Вест-Снаб» инвестирует собственные средства, для того чтобы состояние домов приблизилось к нормативному. В целом же принцип такой: существующий сегодня тариф «текущий ремонт» 3,80 руб. мы разделили на две составляющие - 2,40 руб. и 1,40 руб. Первая часть – подготовка к зиме, замена задвижек, мелкий ремонт, вставленные стекла, вся каждодневная работа. Вторая часть тарифа «ремонт конструктивных элементов» - деньги собственников, которые мы можем тратить на виды работ, определяемые уполномоченным представителем мноквартирного дома. Это кажется, что сумма маленькая, а по всему фонду получается 400 тысяч руб. в месяц, 5 млн руб. в год. Если считать, что на ремонт одного подъезда требуется около 85 тыс. руб., то этого уже хватит почти на 60 подъездов. При этом - еще раз подчеркну – учет всех средств мы ведем по каждому дому и готовы отчитаться за каждый собранный рубль.
- А как с экономией?
- Очень важно, чтобы собственник знал, что он платит только за то, что потребляет. Поэтому большие усилия наша управляющая компания направила на оснащение своих домов приборами учета. На сегодняшний день все 40 домов оснащены приборами учета электроэнергии мест общего пользования и приборами учета холодного водоснабжения. На 75 процентах домов установлены счетчики тепла и потребления горячего водоснабжения. И мы эту цифру в ближайшие год-два доведем до 100%. То есть жители наших домов будут оплачивать только потребленные ресурсы. А куда направить полученную экономию денежных средств - будут решать жители.
- Есть ли среди управляемых вами домов, кому удалось войти в федеральную программу капитального ремонта?
- Да, жители восьми домов проголосовали за участие в программе, осуществляют сбор платежей на капремонт на уровне федерального стандарта (3,70 руб. с кв. метра). Эти дома вошли во второй список текущего года, который администрация города должна будет утвердить в Москве в октябре. Но в 27 домах, которым мы также предлагали пойти на это, жильцы сказали «нет». И это их право. Но тут все-таки надо понимать, что все остальные дома тоже нуждаются в капитальном ремонте, и рано или поздно его надо будет проводить. Между тем федеральным законом №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» определен срок действия федеральной программы лишь до 1 января 2012 года. После этого финансирование будет прекращено, и в этом случае собственникам квартир придется собирать уже не 5%, а все 100% средств. Поэтому - моя точка зрения – надо воспользоваться этим шансом. Подготовить все соответствующие документы и провести собрание мы обязательно поможем.
- Есть ли «обратная связь» у вашей компании с населением, какова реакция на результаты вашей деятельности?
- Конечно, есть. Диалог с жителями по проблемам домов и улучшению качества обслуживания мы ведем каждый день. Возрастающее доверие жителей фиксирует и наш журнал регистрации – в нем много благодарностей. Кроме того, «Вест-Снаб» дважды занимал места на Доске почета Октябрьского района как лучшее коммунальное предприятие. Мы неоднократно занимали призовые места в городских конкурсах «Ижевск – цветущий город» и «Лучший двор Ижевска». Хочу сказать спасибо жителям всех домов, которые выбрали «Вест Снаб» своей управляющей компанией. Нам поверили 97 процентов жителей этих домов. Наша задача – подтвердить это доверие, сделать наши отношения с жителями по-настоящему партнерскими.