фото В минувший понедельник, 27 октября, в Национальной библиотеке УР состоялась презентация книги Михаила Гавриловича Атаманова «Тангыра». Эта книга представляет собой новую попытку «подарить» удмуртскому народу его эпос, до наших дней не дошедший. В свое время такую попытку предпринимал поэт Кузебай Герд. Хотя «Тангыра» и является художественным произведением, основа у него вполне реальная – история удмуртского народа, самых драматических ее моментов. В эпосе автор использовал народные песни, сказания, молитвы удмуртов. Феномен удмуртского эпоса – проблема не просто сугубо научная, интересующая лишь филологов и фольклористов. Наличие эпоса позволяет заявить о значимости народа для общемировой культуры, поднимает самосознание на новый уровень. Народ, обладающий преданиями о смелых героях-воинах, об их бессмертных подвигах, - это великий народ. До сих пор самым известным эпосом финно-угров была «Калевала». Теперь же есть чем в этой области похвастать и удмуртам. «Тангыра» написана на удмуртском языке и состоит из 12 эпических песен-сказаний. Название эпоса означает древний удмуртский ударный инструмент, с помощью которого предки современных удмуртов созывали народ на праздник или в военный поход. Очень интересна и персона автора. Михаил Атаманов известен не только в Удмуртии, но и за ее пределами как представитель самобытной национальной культуры. Действительно, для удмуртов он сделал очень многое. Например, перевел на удмуртский язык Евангелие, сделав его доступным для простых жителей сел и деревень. Он побывал в Иерусалиме и, описав на родном языке свое путешествие, открыл «землю обетованную» для многих удмуртов. Свою научную карьеру, так успешно начинавшуюся, Атаманов предпочел сану священника, и сейчас он – протодиакон Русской Православной Церкви. Над созданием «Тангыра» Михаил Атаманов работал более четырех лет. По его словам, этот эпос включил в себя двухтысячелетнюю историю удмуртского народа, его песни и сказания, которые ему пели с ранних лет. Сама презентация была похожа скорее на юбилей: виновник торжества принимал цветы и подарки от своих гостей - ученых, писателей, краеведов. Выступали в основном на удмуртском языке, что придавало мероприятию дух корпоративности и замкнутости, но зато подчеркивало устойчивость удмуртской культуры в поглощающем ареале культуры русской. Колорита добавляли бабушки в национальных костюмах, как выяснилось позднее, земляки Атаманова, они исполняли народные песни и даже продемонстрировали небольшой обряд во время пения, когда женщина каждого исполнителя обходит с бутылью (я так подозреваю – кумышки) и получает в стаканчик по монетке. Выступал и ансамбль «Чипчирган», исполнивший отрывок из «Тангыра». Открывало же мероприятие исполнение на старинном удмуртском инструменте - крезе. Одним словом, художественная часть презентации была на высоте. Гости называли этот вечер историческим, так как новая книга «должна войти в сокровищницу удмуртской культуры», труд автора – грандиозным, поскольку он подводил черту под наработками его предшественников и использовал материал, собиравшийся не одним поколением. Но говорили не только о приятном, но и о наболевшем. С такой речью выступил оформитель книги, художник Белых. Он говорил о том, что сегодня решается гораздо большее, чем вопрос об удмуртском эпосе, сегодня решается вопрос «быть или не быть завтра удмуртам», ставшим гостями на своей собственной земле, теряющим корни, забывающим традиции. «Где удмурты-бизнесмены? Где удмурты-политики?» - спрашивал он аудиторию. Действительно, на презентацию пришли удмурты-писатели, поэты, художники, музыканты, ученые, но не был замечен ни один удмурт-спонсор… Издание «Тангыра» - событие большой важности для научного мира и удмуртской литературы. Но книга рискует остаться не замеченной широкими кругами читателей. Даже если этот труд и будет переведен на русский язык, его прочитают лишь те немногие, кто всерьез интересуется удмуртской культурой. К сожалению, потому что наверняка произведение члена Союза писателей России и такого самобытного человека, как Михаил Гаврилович Атаманов, достойно нашего пристального внимания. Кроме того, оно касается каждого, кто живет на удмуртской земле, не давая упустить ускользающий от нас мир истории этого народа.