фото За восемь лет стабильности чиновники настолько привыкли к легкой власти, которую почти нет угрозы потерять на выборах, которую не отнимут из-за управленческой ошибки, что теперь, когда риски возросли, они будто бы просто не смогли в это поверить. Вот и продолжают строить зоопарки, а потом никак не могут найти денег на дотирование социальных проездных билетов. «Да кризис – это не страшно, к нашему региону это не имеет никакого отношения», - говорят нам по телевизору и в очередной раз повышают цену проезда в транспорте. «Я думаю, что надо смотреть позитивно, кризис, какой бы он ни был, как бы он ни пугал, какой бы он ни прогнозировался, тяжелый или затяжной, он обязательно закончится. Я считаю, еще раз повторюсь, что надо смотреть вперед позитивно, и мы так и делаем», - рассказывал на днях в теленовостях глава Сарапульского района Игорь Асабин. Мы смотримся белой вороной даже на фоне своих соседей. В Пермском крае была принята не удивительная, но очень показательная мера. Там власти сократили на 10,5 процента аппарат госслужащих. Было уволено 219 чиновников, еще сто вакантных должностей закрыли. Это значит, что в Перми признали: десять процентов госаппарата были неэффективны, и без них в кризис управлять будет проще. Тем более, как утверждают пермские власти, это позволит сохранить 5 млн бюджетных рублей в месяц. У нас в столице республики более чем по 400 тысяч можно экономить в месяц только на зарплатах главы города Виктора Балакина и главы администрации Ижевска Александра Ушакова. Однако ни об увольнениях, ни о существенном урезании зарплат власти республики пока не говорят. Даже о кадровых перестановках, как в Кировской области, не хотят слышать. О том, насколько сегодня нужны управленцы нового формата, свидетельствует, например, то, что кировским губернатором назначен бывший глава СПС, до этого известный как политический оппонент Кремля, Никита Белых.
Сеятель облигаций
В Удмуртии ветра перемен будто бы не ощущают. Деньги раздаются с такой легкостью, будто баррель нефти продолжает зашкаливать за 120 долларов. Не далее как 5 декабря президент УР Александр Волков распределял бюджетные рубли на развитие региона в ближайшие четыре года. О масштабах выделяемых средств говорит хотя бы тот факт, что, по официальной информации, только Завьяловскому району планируется выделить 300 млн рублей. И вот после первой встречи глав регионов с президентом глава МО «Завьяловский район» Галина Баталова рассказывает журналистам ТК «Моя Удмуртия»: «Демократично он [Александр Волков. – Прим. «Д»] к этому подошел. Он сказал, что я принимаю все ваши предложения, но завтра к утру я жду очередность ваших предложений. То есть, если хватит денег на все ваши предложения, они все войдут в программу. А если денег не будет хватать, то вы сами должны определить, что должно включаться первым, вторым – и так по всей очередности объектов». Со слов г-жи Баталовой получается, что президент Волков буквально заявил: мне все равно кому давать деньги, вы там сами перегрызитесь, а я роспись поставлю. Тем временем, куда вкладывать средства, видно невооруженным глазом. Если сдерживание роста тарифов ЖКХ или обеспечение доступной стоимости «социального проездного» не приоритетные направления для нашего правительства, то почему бы не помочь, например, детским садам. Напомним, что в самое ближайшее время стоимость посещения детсада вырастет на 30 процентов, что сильно ударит по молодым семьям. Или почему бы не направить деньги на сельское хозяйство? А то получается, что, с одной стороны, Александр Волков говорит (рассчитывая на 400 дополнительных миллионов из федерального бюджета), что мы «давно доказали и себе, и России, что по объемам производства говядины и свинины мы в десятке лучших территорий». А с другой стороны, эти самые объемы сейчас так падают, что мы, того и гляди, чего-нибудь не то всем докажем. А происходит это потому, что выращивать скот стало нерентабельно: цена на фураж повысилась с трех до пяти рублей, из-за чего прибыль от продаж пришла к нулевому показателю. Почему бы не отказаться, например, от планов расширения зоопарка и не выделить дополнительные субсидии на животноводство? Или заняться проблемой удорожания цельного молока, которое произойдет в ближайшем будущем. Субсидии производителям цельного молока позволили бы снизить цену сразу двух продуктов: цельного молока и молока, сделанного из сухого порошка, так как при низкой цене на натуральный продукт полуфабрикаты потеряли бы львиную долю своих покупателей.
Русский авось
Вместо этого чиновники успокаивают друг друга тем, что кризис, слава Богу, как-то идет стороной. «Благодаря нашим с вами действиям, в нашей с вами деятельности у нас никаких отклонений в работе экономики не наблюдается», - утверждает президент Удмуртии Александр Волков. «Экономический кризис – он не отразился на ситуации на рынке труда Удмуртской Республики», - вторит ему начальник Управления государственной службы занятости по УР Юрий Брусянский. Тем временем и тому и другому должно быть прекрасно известно, что сдерживать массовую безработицу удается только благодаря сокращению рабочей недели на большинстве предприятий. И если зарплата рабочего, получавшего на заводе 8 тысяч рублей, сократится на 40 процентов (два рабочих дня), то она составит 4800 рублей. Пособие по безработице, как известно, теперь составляет на сто рублей больше. А если еще и при уменьшении заработной платы вырастут тарифы ЖКХ, то не исключено, что заводы просто начнут бастовать и встанут. По сути, это бомба замедленного действия. Вместо того, чтобы срочно создавать новые рабочие места, принимать меры социальной поддержки, людей убеждают, что ничего не происходит и все хорошо. Но если в докризисный период можно было говорить о строительстве зоопарков, набережных, школ и больниц и не говорить о разваливающихся заводах, монополизированном ЖКХ, убыточном городском транспорте, то теперь все поменялось. Оказывается, что горячая вода в трубах важнее, чем приобретение новых животных в зоопарк, а сдерживание платы за детский сад более необходимо, чем строительство еще одного дошкольного учреждения. В Удмуртии, как и во всей стране, сегодня новые критерии «социальной политики», рассчитанные не на постояльцев гостиницы Park inn, а на тех «счастливцев», которым сегодня грозит повышенное пособие по безработице. Те секторы экономики, которые раньше могли оставаться на плаву без серьезной поддержки государства, сегодня тонут. Однако, как это говорится на языке официоза, в правительстве Удмуртии до сих пор «понимание проблемы не достигнуто». Окружение президента Волкова открыто заявляет об еще одном, новом сроке полномочий. И это кажется даже странным, как и любое желание остаться на «расстрельной» должности, когда расшатанная «социалка» со дня на день готова взорваться и вывести на улицы целые города. Такого можно желать для себя, только когда не совсем адекватно воспринимаешь реальность.
Куда пойти работать?
Леонид Курочкин, министр промышленности Удмуртии:

«Ну, я двадцать пять с половиной лет отработал на «Ижмаше», на оружейном заводе. То есть мне ближе это направление».
Александр Ходырев, министр строительства Удмуртии:
«Я всю жизнь работал в строительстве. Пошел бы, наверное, снова работать в строительство, как я работал в народном хозяйстве. В принципе, у меня два образования, поэтому еще теплотехник – могу работать в энергетике».
Светлана Кривилева, председатель комиссии Госсовета по здравоохранению:
«А вы сомневаетесь, какую бы я выбрала профессию? Я выбрала бы профессию врача».
Валерий Богатырев, министр экономики Удмуртии:
«Я думаю, что в бизнес, бесспорно, у меня тридцать лет финансово-экономического стажа. Поэтому я думаю, что все равно нашел бы свое место где-нибудь в финансовой структуре. (Вопрос корреспондента: кем конкретно?) Хороший вопрос. Кем пригласят».
Александр Соловьев, председатель Госсовета Удмуртии:
«Обратно в дорожники. Мастером. А почему бы и нет? Но я серьезно говорю, я думаю, что такого не будет… думаю. Во-первых. Во-вторых, помните это, по-моему, в Таиланде женщина на траве гадала, что будет кризис всего шесть месяцев – может быть, будет действительно всего шесть месяцев. Жаль, Ванги нет. Она бы точно нам сказала. Правда?»
Из сюжета ТК «Новый регион»