Инсталляция
Выставка называлась «Мосты», впрочем, название это чисто условное, и понимать его стоит в переносном смысле. Ижевские художники – организаторы выставки – Зоя Лебедева, Галина Касимова, Кирилл Агафонов, Наталья Передвигина, Евгений Кузнецов - предлагают воспринимать «мост» как «соединение, диалог, преодоление препятствий-границ». Авторы сразу заявили, что их главная цель – вывести зрителя на диалог, выслушать критику, завязать дискуссию. Работ на выставке было совсем немного, видимо, чтобы не отвлекать зрителя от «диалога» с авторами. На стенах – детские рисунки коров, символизирующих следующий год, а может быть, просто забыли снять на время выставки. Несколько гобеленов на противоположной стене, на полу – аквариум с расписными гильзами (которые кочуют с выставки на выставку уже добрых полгода). На расставленных по кругу мольбертах рисунки гостей – каждый желающий мог выставить здесь свои работы. Символом «мостов» оказались несколько реек, горизонтально закрепленных над полом, – на них были прибиты ровными рядками проездные билетики и сгоревшие спички. Все вместе это представляло собой инсталляцию – форму современного искусства, пространственную композицию, созданную из различных элементов, в которой, как в декорации, находится зритель. Частью инсталляции были сухари на блюде и какие-то странные бутерброды с оливками, выложенные в причудливую композицию. «Провокация», - пояснила нам Зоя Лебедева. «Кстати, если голодны – съешьте, но не забудьте оставить три рубля», - добавила она. Что ж, товарно-денежные отношения – это тот же диалог.
Перформанс
Когда посетители детально рассмотрели все, что только можно, к инсталляции добавился перформанс – создание произведения искусства в режиме реального времени. То есть здесь и сейчас – на выставке. Каждому зрителю дали кусочек материи с неким узором, на липучке, и предложили выложить из них на стене картину – таким образом, каждый из пришедших смог поучаствовать в создании «шедевра». Пусть эстетическая составляющая и отсутствовала, зато идея какова! Кстати, пришедших на выставку было не так уж и много, и большую часть составили ученики лицея, в стенах которого проходила выставка. «Ничего, - утешали нас (а заодно и себя) организаторы, - передвижников тоже вначале было очень мало». Подобные встречи пообещали проводить каждый месяц и призвали нас приводить на них своих друзей и родных. Уже известна и тема следующей выставки. Через месяц осмыслению будут подвергнуты «Календари».
Хеппенинг
Но и на этом сюрпризы от организаторов не закончились. Гость выставки, Александр Юминов, сотрудник филиала Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде, провел лекцию на тему: «Лексикон современного искусства». Именно провел, а не прочитал, так как лекция, собственно, представляла собой небольшой фильм о современном российском искусстве. Здесь-то и началось самое интересное. Во-первых, этот фильм действительно стоит того, чтобы его посмотреть, так как он знакомит нас с тем, что происходит в столичных галереях и выставочных залах и для нас, к сожалению (а может быть, и к счастью), недоступно. Во-вторых, более или менее вникнув в то, что сегодня называют «актуальным искусством», зрители созрели для диалога с авторами. Правда, за авторов отдувался в основном Александр Юминов. В его лице современное искусство активно защищалось от претензий зрителя, намекавшего, что, мол, никакое это не искусство, если художник на виду у публики в чем мать родила переходит дорогу на четвереньках, а художница к голому телу (хорошо хоть, своему) брошки красивые прикалывает. Оказывается, ничего мы в современном искусстве не понимаем, доказывал г-н Юминов. Это модное нынче направление – хеппенинг (Прим. - вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета). Научная дискуссия плавно перешла в горячий спор о том, что же можно сегодня считать искусством, а что – профанацией. Причем о последнем говорилось со знаком минус, как будто бы только что не звучали призывы приносить на выставку свои непрофессиональные работы. Если вы любитель поспорить и порассуждать о высоком и не очень искусстве, то такие мероприятия созданы специально для вас. Здесь молодые и заслуженные художники, жаждущие критики, представят на ваш суд свои работы. Давайте же не будем их разочаровывать.