«Вижу, женщина ты хорошая, добрая, как сестре, погадаю тебе, ни копейки не возьму, всю правду расскажу. Любит тебя пиковый король, но на счастье вашем черная печать лежит, дурным человеком сделанная, или муж от тебя, родная, гуляет, печешься ты о близком человеке, плохо ему будет, насмерть ему сделано, но за доброту твою помогу, отведу беду…» - пророчила цыганка, а началось всё с невинной просьбы «подсказать, который час». Расчет прост - обычно на такие вопросы человек отвечает автоматически.
Решив написать материал о цыганках, я основательно подготовилась к предстоящей встрече: сняла с себя все золото, вытащила из сумочки ценные вещи и, положив в портмоне лишь 50 рублей с мелочью, отправилась в район Сенной, где обычно они «работают». Изначально я задалась целью не делать о цыганах никаких выводов. О них «либо хорошо, либо никак». О романтике кочевой жизни писать тоже ни к чему, всё это мы и так смотрим сейчас в сериале «Кармелита». Песни, танцы, кони и медведи и, конечно же, красивая история любви… Но, как говорится, «в жизни всё иначе»…
Войти в среду обитания цыганской жизни трудно, да и практически невозможно, они никогда не пропустят тебя дальше незримой границы. Но мне хотелось заглянуть хотя бы за занавесочку, взглянуть одним глазком, какие они на самом деле и в чём же секрет их прорицания.
С цыганкой Луизой я познакомилась давно, она тогда работала в центре, торговала цветами, где когда-то пришлось поработать и мне. Обычная девушка, ничем не выделялась среди других, разве что только цыганской внешностью. Но, как говорила сама Луиза, её родители давно отделились от остальных, и муж у неё был русский. Они тоже жили отдельно. Гадать Луиза не любила, но освоить другие профессии, кроме торговли, не смогла. Я нашла чудом сохранившийся номер её телефона, и мы договорились встретиться на Сенной.
Луиза подошла вовремя. Поздоровалась на родном языке со своими знакомыми цыганками и, улыбаясь, спросила: «Ничего не успела отдать?» Я, так же улыбаясь, помотала головой и перешла к сути дела. «Хорошо, я попробую с ними поговорить». Они долго говорили о чем-то на своем языке. Затем одна из цыганок, посмотрев на меня с головы до ног, проговорила: «Ладно, но недолго, а то работать мешаешь». Эту цыганку звали Рубина, что, естественно, означает «рубин». «У вас все имена что-то означают?» - поинтересовалась я. «Конечно, имена выбираются строго по значениям, имеющим на цыганском языке только что-то хорошее: счастье, удачу или драгоценность», - доброжелательно ответила Рубина, что позволило мне немного расслабиться. Ведь о цыганском гипнозе все наслышаны. Да и был когда-то со мной такой печальный случай…
Цыганка оказалась болтливой и с легкостью рассказывала мне всякие истории об их богатой и разнообразной культуре. Очень уж мне запомнилась их легенда. Свою мифическую историю распространенности по миру сами для себя цыгане излагают так: «Давно это было. Ехал цыган с семьёй. Была у него лошадка тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо... То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет, не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету».
Цыганка определенно начала мне нравиться. В тот момент я даже начала думать, что и у нас есть жулики и воры. Как говорится, «в семье не без урода». Так и у них каждый живет как может. Кто-то песни поёт да пляшет, а кто-то обманом занимается. Осторожно, чтобы не обидеть, я начала спрашивать о том, что мне было уж очень интересно: «Почему вы всем говорите одно и то же, когда гадаете?» «Если каждому гадать правду, дети с голоду помрут, - честно призналась Рубина. - Да и если я вижу у человека беду, то говорю правду, хотя, гадая, тоже можно обмануться, как и во многом другом…» Дополнительно Луиза рассказала, что все цыганки без исключения отличные психологи, но далеко не все обладают особыми способностями воздействия на людей и ясновидением. Дар часто передается по наследству. Причем исключительно по женской линии – мужчинам этот дар недоступен. Цыганки, рождающиеся с даром, считаются профессионалками, остальные работают по отработанной схеме либо играют роль отвлекающих «гаджу» (так цыгане зовут меж собой доверчивых русских). Большинство пророчеств, которые делают цыганки-гадалки, – результат тщательного наблюдения, опыта и хитрости. Искусству «заговаривания зубов», как и различным гаданиям, цыганку учат с младых лет, выводя с собой «на дело». После десяти лет определяют, есть ли у наследницы «дар», который считают даром от бога, и отказываться от него, по их мнению, грех. «Но я отказалась, хотя говорят, у меня он есть», - смеясь, сообщила Луиза. «Ну есть ли хоть какая-нибудь польза от вашей завернутой в денежку монетки или волоса?» - спрашиваю я Рубину. «Если цыганка действительно имеет дар, то, конечно же, она может снять порчу. Просто это процесс долгий и требует соблюдения всех правил». «А можно я посмотрю, как вы работаете? Со стороны, конечно», - спрашиваю я, на что, немного выждав паузу, получаю положительный ответ.
Судя по большой дорожной сумке, девушка шла на центральный вокзал. Её обработка произошла по стандартной схеме: «Не подскажете ли, сколько времени?» Тут-то и началось «за твою доброту отведу беду…» На вырванный у девушки волос цыганка что-то нашептывала на своем языке, потом попросила купюру, дабы завернуть волос. Мелкая бумажка не устроила: «Крупнее давай, а то не поможет, только хуже будет». Девушка пыталась сказать, что у неё больше нет, но зоркая цыганка давно уже высмотрела, сколько у нее в кошельке денег. В итоге волос, завернутый в крупную купюру, цыганка забрала себе, якобы дома сама уничтожит ритуально. Может, у девушки и в самом деле больше ничего не было, а может быть, из-за моего присутствия «обрабатывать» её дальше не стали. Да, здесь действительно играет роль психология и, конечно же, «гипнотизирующий» разговор…
«Не жалко девушку? Вдруг она последние деньги отдала?» - спросила я, проводив взглядом жертву цыганок. «Сама лохушка», - ответила мне Луиза, опережая ответ Рубины, а та, промолчав, начала рассказывать мне о своей жизни: «А что делать? Делать ничего не умеем, вот и занимаемся эдаким «семейным бизнесом». Муж, скотина, только пить умеет, пятеро детей кормить как-то надо…» - то ли взаправду, то ли все еще находясь в роли, приговаривала цыганка Рубина.