Решив написать материал о цыганках, я основательно подготовилась к предстоящей встрече: сняла с себя все золото, вытащила из сумочки ценные вещи и, положив в портмоне лишь 50 рублей с мелочью, отправилась в район Сенной, где обычно они «работают». Изначально я задалась целью не делать о цыганах никаких выводов. О них «либо хорошо, либо никак». О романтике кочевой жизни писать тоже ни к чему, всё это мы и так смотрим сейчас в сериале «Кармелита». Песни, танцы, кони и медведи и, конечно же, красивая история любви… Но, как говорится, «в жизни всё иначе»…
Войти в среду обитания цыганской жизни трудно, да и практически невозможно, они никогда не пропустят тебя дальше незримой границы. Но мне хотелось заглянуть хотя бы за занавесочку, взглянуть одним глазком, какие они на самом деле и в чём же секрет их прорицания.
С цыганкой Луизой я познакомилась давно, она тогда работала в центре, торговала цветами, где когда-то пришлось поработать и мне. Обычная девушка, ничем не выделялась среди других, разве что только цыганской внешностью. Но, как говорила сама Луиза, её родители давно отделились от остальных, и муж у неё был русский. Они тоже жили отдельно. Гадать Луиза не любила, но освоить другие профессии, кроме торговли, не смогла. Я нашла чудом сохранившийся номер её телефона, и мы договорились встретиться на Сенной.
Луиза подошла вовремя. Поздоровалась на родном языке со своими знакомыми цыганками и, улыбаясь, спросила: «Ничего не успела отдать?» Я, так же улыбаясь, помотала головой и перешла к сути дела. «Хорошо, я попробую с ними поговорить». Они долго говорили о чем-то на своем языке. Затем одна из цыганок, посмотрев на меня с головы до ног, проговорила: «Ладно, но недолго, а то работать мешаешь». Эту цыганку звали Рубина, что, естественно, означает «рубин». «У вас все имена что-то означают?» - поинтересовалась я. «Конечно, имена выбираются строго по значениям, имеющим на цыганском языке только что-то хорошее: счастье, удачу или драгоценность», - доброжелательно ответила Рубина, что позволило мне немного расслабиться. Ведь о цыганском гипнозе все наслышаны. Да и был когда-то со мной такой печальный случай…
Цыганка оказалась болтливой и с легкостью рассказывала мне всякие истории об их богатой и разнообразной культуре. Очень уж мне запомнилась их легенда. Свою мифическую историю распространенности по миру сами для себя цыгане излагают так: «Давно это было. Ехал цыган с семьёй. Была у него лошадка тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо... То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет, не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету».
Цыганка определенно начала мне нравиться. В тот момент я даже начала думать, что и у нас есть жулики и воры. Как говорится, «в семье не без урода». Так и у них каждый живет как может. Кто-то песни поёт да пляшет, а кто-то обманом занимается. Осторожно, чтобы не обидеть, я начала спрашивать о том, что мне было уж очень интересно: «Почему вы всем говорите одно и то же, когда гадаете?» «Если каждому гадать правду, дети с голоду помрут, - честно призналась Рубина. - Да и если я вижу у человека беду, то говорю правду, хотя, гадая, тоже можно обмануться, как и во многом другом…» Дополнительно Луиза рассказала, что все цыганки без исключения отличные психологи, но далеко не все обладают особыми способностями воздействия на людей и ясновидением. Дар часто передается по наследству. Причем исключительно по женской линии – мужчинам этот дар недоступен. Цыганки, рождающиеся с даром, считаются профессионалками, остальные работают по отработанной схеме либо играют роль отвлекающих «гаджу» (так цыгане зовут меж собой доверчивых русских). Большинство пророчеств, которые делают цыганки-гадалки, – результат тщательного наблюдения, опыта и хитрости. Искусству «заговаривания зубов», как и различным гаданиям, цыганку учат с младых лет, выводя с собой «на дело». После десяти лет определяют, есть ли у наследницы «дар», который считают даром от бога, и отказываться от него, по их мнению, грех. «Но я отказалась, хотя говорят, у меня он есть», - смеясь, сообщила Луиза. «Ну есть ли хоть какая-нибудь польза от вашей завернутой в денежку монетки или волоса?» - спрашиваю я Рубину. «Если цыганка действительно имеет дар, то, конечно же, она может снять порчу. Просто это процесс долгий и требует соблюдения всех правил». «А можно я посмотрю, как вы работаете? Со стороны, конечно», - спрашиваю я, на что, немного выждав паузу, получаю положительный ответ.
Судя по большой дорожной сумке, девушка шла на центральный вокзал. Её обработка произошла по стандартной схеме: «Не подскажете ли, сколько времени?» Тут-то и началось «за твою доброту отведу беду…» На вырванный у девушки волос цыганка что-то нашептывала на своем языке, потом попросила купюру, дабы завернуть волос. Мелкая бумажка не устроила: «Крупнее давай, а то не поможет, только хуже будет». Девушка пыталась сказать, что у неё больше нет, но зоркая цыганка давно уже высмотрела, сколько у нее в кошельке денег. В итоге волос, завернутый в крупную купюру, цыганка забрала себе, якобы дома сама уничтожит ритуально. Может, у девушки и в самом деле больше ничего не было, а может быть, из-за моего присутствия «обрабатывать» её дальше не стали. Да, здесь действительно играет роль психология и, конечно же, «гипнотизирующий» разговор…
«Не жалко девушку? Вдруг она последние деньги отдала?» - спросила я, проводив взглядом жертву цыганок. «Сама лохушка», - ответила мне Луиза, опережая ответ Рубины, а та, промолчав, начала рассказывать мне о своей жизни: «А что делать? Делать ничего не умеем, вот и занимаемся эдаким «семейным бизнесом». Муж, скотина, только пить умеет, пятеро детей кормить как-то надо…» - то ли взаправду, то ли все еще находясь в роли, приговаривала цыганка Рубина.