-
Сергей Геннадьевич, каким образом, на Ваш взгляд, Александру Волкову удалось сохранить за собой пост президента Удмуртии?

- Проблема в том, что аппарат полпреда президента в ПФО Григория Рапоты, обязанный по закону формировать кадровый резерв для замещения руководителей регионов, полностью провалил данную задачу, а возможно, сделал это намеренно, создав ситуацию искусственной «безальтернативности» Волкова. Те кандидаты, которые, по разным источникам информации, фигурировали в последние перед принятием окончательного решения дни, - не лучшие варианты для республики. Как это ни парадоксально, Удмуртия могла получить еще худшего главу региона, при этом, в отличие от Волкова, у него был бы кредит доверия, поэтому и предъявлять политические претензии было бы не о чем. Это объясняет, но не оправдывает переназначение Волкова. Удмуртия нуждается в руководителе, адекватном тем проблемам, которые ему придется решать, поскольку за годы правления нынешней группы лиц и приближенных к ним бизнес-групп их здесь накопилось достаточно много.

- И что, теперь еще пять лет жить «под Волковым»?

- Не думаю. Уйти сегодня, пока страна только входит в кризис, не дожидаясь тех перемен, которые повлекут изменения в экономике, было бы лучшим вариантом для самого Волкова, но, поскольку он этим шансом не воспользовался, в перспективе бессменному президенту республики предстоит увидеть и обратную сторону столь долгого нахождения у власти. Очень скоро от него начнут дистанцироваться люди из ближайшего окружения. Фактически он останется один на один с новыми вызовами. Кто-то же должен стать крайним.

- В прошлую пятницу в те же минуты, когда Волков вступал в должность, в Ижевске произошло столкновение милиции и пришедших протестовать против этого решения ижевчан. Это что, акция от безысходности?

- До 20 февраля – дня инаугурации Волкова - многие наверняка испытывали чувство подавленности от того, что Москва фактически демонстративно проигнорировала мнение простых граждан. Хотя это нам здесь жить и все это терпеть. Наверное, не так просто было ижевчанам находить силы целых четыре года выходить на улицы столицы Удмуртии. Значит, действительно есть проблемы, которые власти не решают, и это толкает людей участвовать в митингах и демонстрациях. Теперь, после инцидента в центре Ижевска, когда бойцы ОМОНа напали на участников акции протеста, настроения начинают меняться. Я это понял, разговаривая со своим отцом – ветераном труда, который во время первой атаки ОМОНа оказался в этой свалке. Такая грубая несправедливость вновь мобилизовала людей.
Пока неизвестно точное количество пострадавших, редакции газеты «День» удалось выяснить только фамилии нескольких пожилых женщин (всем за 70 лет), которых «скорая» отвезла в травматологию и оставила их там сидеть на общих основаниях в огромной очереди. Еще одному пенсионеру с разбитой головой была оказана первая помощь на месте событий. В общем, можно сказать, теперь у президента Волкова, так же как и у императора Николая Второго в день коронационных торжеств, тоже появилась своя «Ходынка». Это очень сомнительная слава. Ижевск этого ему никогда не простит.

- Кто виноват в случившемся?

- Из высоких милицейских начальников во время инцидента на улице Пушкинской присутствовал заместитель министра внутренних дел Михаил Березуев. Исходя из субординации, Березуев, по всей видимости, и отдал устный приказ о начале атаки. Согласно закону «О милиции», сотрудники МВД имеют право применять физическую силу в том случае, «если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей» (статья 13). Свидетели происшедшего подтвердят, что после того, как милиция вынуждена была дать мне мегафон и появилась техническая возможность быть услышанным столь большой массой людей, мне пусть и с большим трудом (это понятно - люди были возмущены действиями ОМОНа) удалось убедить участников акции протеста покинуть проезжую часть. Почему я акцентирую внимание на данном моменте? Потому что это прямое доказательство того, что физическая сила была применена сотрудниками МВД превентивно и показательно, без реальных попыток добиться освобождения дороги «ненасильственными способами». Не говоря уж о том, что само блокирование произошло в результате действий милиции.

- И что, дело только в милицейском начальстве?

- Не только, я и на площади заявил, что главным виновником случившегося считаю Волкова. По моему мнению, против участников протестного движения в день его инаугурации готовилась показательная провокация. В этот раз, в отличие от острых моментов в прошлом (например, накануне визита Медведева в ноябре прошлого года), активистам дали возможность почти беспрепятственно собраться на Центральной площади, не вводились ограничения движения транспорта по Пушкинской. Милиция блокировала только пешее прохождение в сторону Пушкинской с параллельных улиц, что часто используется в качестве меры, понижающей численность участников публичных акций. В принципе, сил МВД УР было достаточно, чтобы локализовать пикетчиков на Центральной площади, но сотрудники правоохранительных органов дали людям начать переход улицы Пушкинской в районе пешеходного перехода, после чего закрыли живой цепью выход на Лихвинцева и перекрыли саму Пушкинскую. Люди, таким образом, оказались блокированы на проезжей части исключительно благодаря действиям сил правопорядка.

- Чем руководствовалась милиция, противодействуя проведению пикета у Госсовета УР?

- Правовым прикрытием для действий МВД УР стало письмо заместителя главы Администрации г. Ижевска Александра Прозорова, в котором этот молодой чиновник-«единоросс» с грубым нарушением регламента, установленного федеральным законом, предложил организаторам пикетов изменить время и место проведения акций. Основание - якобы на это же время и в этих же местах уже уведомило о своих пикетах УРО «Единой России». Никаких пикетов «единороссов» в этот день ни на Центральной площади, ни у Госсовета на самом деле не было, но МВД УР получило установку на пресечение действий народной оппозиции президенту-«единороссу» Волкову. Поскольку президиум Госсовета УР назначил дату сессии всего за восемь дней до ее проведения, организация митинга или демонстрации с использованием звукоусиливающей аппаратуры была юридически невозможной (по закону минимальный срок подачи уведомления – 10 дней). Этот факт, видимо, тоже неслучаен – организаторов акции протеста постарались изначально лишить голоса и возможности управлять большой массой народа.

- Для чего Волкову сталкивать народ с милицией?

- Думаю, что президенту Волкову нужен был жесткий сценарий развития событий, чтобы обвинить тех, кто четыре года добивался его отставки, в экстремизме, предъявить организаторам и активным участникам акции протеста обвинения по уголовным статьям. Накануне, кстати, в Интернете были распространены материалы клеветнического характера в отношении меня и депутата Гордумы Ижевска Андрея Коновала. Волков, как мне кажется, пребывает в иллюзии, что можно и дальше не решать проблемы, о которых все время говорят на митингах, достаточно просто покончить с самими митингами. Если такой план существовал, то его авторы просчитались.

- Что сегодня является причиной, тормозящей сменяемость глав регионов?

- Серьезной проблемой стало искажение информации, направляемой в Москву с мест, в том числе федеральными органами. Думаю, что блокирование сведений о реальном положении дел является одной из причин сохранения у власти такой одиозной для многих жителей республики фигуры, как президент Волков. Например, то, что в официальных данных занижается численность участников акций протеста в Ижевске, – это установленный факт. По нашим расчетам, в пятницу, 20 февраля, на Центральной площади Ижевска собралось порядка 1000 человек. Для размещения такого количества людей требуется площадка 10 на 100 метров при плотности один человек на квадратный метр, а в случае уплотнения участников до четырех человек на один квадратный метр площадь, необходимая для размещения одной тысячи человек, сжимается до участка размером всего 10 на 25 метров. По утверждению милиции, 20 февраля в акции протеста участвовало всего 200 человек. Если бы это было правдой, то присутствовавших там сотрудников милиции хватило бы, чтобы несколько раз окружить цепью всех протестующих. В МВД прекрасно знают методику подсчета численности участников публичных мероприятий, но политическая целесообразность, видимо, вносит свои коррективы. На мой взгляд, это должностное преступление, но у нас против такого информационного саботажа есть только одно оружие – гласность.

- Что изменится в протестных настроениях ижевчан после назначения Волкова?

- Ну, тут голову долго ломать не надо. После смены статуса президента Удмуртии с выборного на назначаемый персональные претензии к Волкову начнут постепенно перенаправляться в адрес того, кто принял решение, то есть Медведева. Отношение к нему до последнего времени было нейтральным – говорит-то он вроде бы о правильных вещах. Но, поскольку слова президента по телевизору расходятся с тем, что происходит в действительности, у Дмитрия Медведева есть большой риск повторить политическую судьбу Горбачева. Настроения в обществе таковы, что люди из самых разных социальных слоев, в том числе и далеких от политики, не понимают, какими критериями руководствовался президент Медведев, подписывая указ о внесении кандидатуры Александра Волкова для наделения его полномочиями президента Удмуртии. На вопрос: «Как можно было назначать Волкова после всего, что произошло в республике за почти 16 лет его руководства?» - никто не дал и, видимо, не собирается давать внятных комментариев - ни глава государства, ни его полпред в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Но в ожидании окончания срока полномочий президента Удмуртии общественное мнение в республике было настроено на перемены, и то, что эти ожидания были обмануты, конечно, аукнется для власти уже в текущем году.