Марина Дубовецкая и её сын первоклассник Влад Филиппов стали главной головной болью юридического лицея. Как следует из материалов, составленных инспектором Ивановой: «несовершеннолетний воспитывается в полной семье, которая воспитанием сына занимается, но не уделяет должного внимания агрессивному поведению сына в классном коллективе, что и способствует совершению Филипповым В.В. общественно опасных деяний». По сведениям, собранным лейтенантом милиции в отношении первоклассника Филиппова: «по месту учебы он характеризуется отрицательно, на уроках быстро утомляется, задания выполняет по желанию, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, во время урока ходит по классу. Дружит только с двумя детьми из класса, в общении со сверстниками зачастую проявляет грубость. Свободное время Влад проводит у компьютера, играет в игры, героями которых являются монстры, гарпии, архангелы, о которых он увлеченно рассказывает в школе как педагогическому составу, так и сверстникам».


Далее в материалах дела скрупулезно перечисляются даты и время, когда, где и как 7-летний Влад неоднократно наносил побои и обижал одну из своих одноклассниц. На основании вышеизложенного инспектор Иванова пришла к выводу, что мальчик склонен к совершению противоправных действий, и постановила: «В соответствии с пунктом 4 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетнего Филиппова В.В. поместить в ЦВСНП сроком до 30 суток с целью предотвращения совершения им повторного преступления». Инициатива сотрудницы МВД по УР не нашла понимания в суде, и решением Октябрьского районного суда г. Ижевска производство по представлению о помещении в ЦВСНП на срок до 30 суток Влада Филиппова было прекращено, «так как несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности». Там же в суде выяснилось, что каждое из трех постановлений на момент поступления представления в суд и его рассмотрения не вступило в законную силу, а родители первоклассника не были надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела в суде. «Нам просто сунули повестку в дверную щель, в которой была указано, что уже завтра я должна явиться в суд», - рассказывает Марина Дубовецкая, мать Владислава Филиппова.


Я решила позвонить инспектору Ивановой, чтобы расспросить её о нестандартной ситуации «без протокола». После минутного молчания в трубке, в которой ясно можно было услышать, как инспектор советуется с коллегами, лейтенант Иванова, наконец, ответила: «Я не могу с вами разговаривать, тем более по телефону, у меня нет на вас времени». Я уже была готова к такому ответу и предложила договориться о личной встрече, но снова услышала в трубке: «У меня нет вообще времени, чтобы с вами встречаться. Всё!» Девушка-инспектор очень нервничала.


Как удалось выяснить, конфликт между родителями мальчика с одной стороны и классным руководителем и родителями одноклассников - с другой, прежде чем в дело вмешалась милиция и довела его до суда, нарастал давно. Стороны явно дошли до той точки, когда никто уже никого не желает слышать и компромисс становится труднодостижимым. Мне показалось, что его уже никто и не ищет. Взаимоотношения администрации лицея, родителей школьников и родителей Влада Филиппова стали походить на битву, в которой никто не хочет уступать и в которой больше всего страдают дети.


По утверждению матери Влада Марины Ананьевны, классный руководитель Светлана Анатольевна Карпова ещё в октябре прошлого года сообщила ей, что не может найти общий язык с её сыном, и если он плачет, значит, ребенок «психически ненормальный». «5 ноября в классе было родительское собрание, где Светлана Карпова сказала, что дети дерутся, что ей дали социально опасный класс. Но впоследствии она заявила, что ничего такого не говорила и что я это придумала, - высказывает свои претензии мать Влада. – 17 декабря она написала в дневнике, что мой сын ударил одноклассницу. После чего родители девочки обзвонили всех родителей, чтобы они написали на него заявления. Хотя моего сына дети неоднократно били самого, но я же не делала из этого трагедию». По словам Марины Дубовецкой, проблема - в личной неприязни классного руководителя к её сыну и родительского комитета к ней лично, после чего и начались все гонения на её ребенка. «В январе на очередном родительском собрании темой обсуждения стала – как выгнать моего ребенка из класса, – возмущается Марина Ананьевна. - На нем выступал отец девочки, которую якобы мой сын постоянно обижает, и призывал как можно больше написать заявлений на моего ребенка. Так им посоветовала директор лицея Надежда Анатольевна Заварзина, но впоследствии она отказалась от этих слов». По утверждению матери Влада, она сама написала заявление на имя директора, где просила разобраться в ситуации и перевести сына в другой класс. «Заварзина уже на тот момент заняла позицию родительского комитета и успела завестись заявлениями из других классов, будто бы моего сына не берут ни в один из них. Под давлением со стороны директора я была вынуждена оставить ребенка в этом же классе», – эмоционально рассказывает Марина Дубовецкая.


На мой резонный вопрос, не лучше ли в таких обстоятельствах перевести ребенка в другую школу, мама Влада поясняет, что 83-я школа их не берет, другая далеко, а третья «коррекционная», и с характеристикой, которую им могут написать, «их нигде не возьмут». «А как вообще дело дошло до суда?» - интересуюсь я. «Родители девочки при поддержке администрации лицея пригласили в школу инспектора по делам несовершеннолетних Т.В. Иванову, прикрепленную к лицею № 86, она и «сфабриковала» это дело, – резко высказывается Марина Ананьевна. - Все обвинения написаны со слов заинтересованной стороны. В суде она сказала, что её заставили обратиться в суд директор и учительница. В дальнейшем родители сказали, что инспектор сама решила, что так будет лучше для всех. Так и делают из хороших детей уголовников». «Лучше бы занималась наркоманами, пьяницами, беспризорниками и не мешала жить благополучным семьям. Ребенку 7 лет! Кто в детстве, тем более в первом классе, не дерется?! Мы все такие были, все дети такие», - обвиняет мать Влада школу, родителей одноклассников сына и милицию.


По её словам, раз «не удалось закрыть ребенка на 30 суток», решили написать очередное заявление на проведение медицинского освидетельствования на психическое здоровье и уравновешенность. «А как учится ваш сын?» - спрашиваю я. «За первое полугодие Карпова вывела результаты учебы сына. Это: математика - 87%, письмо - 86%, звукобуквенный анализ - 92%. И это из 100 процентов! И Заварзина хочет поставить моего сына в ранг неполноценных!» – возмущается мать Влада Филиппова. «Какой выход Вы сами видите из сложившейся ситуации?» - интересуюсь я. «13 апреля меня пригласили в лицей и предложили принести справку от психиатра о домашнем обучении моего сына. Мой ребенок на учете не состоит и психически здоров! Очередной раз унижают ребенка! Мне дали срок одну неделю, если я не принесу справку, отчислят за нарушения Устава лицея! После такого заявления с их стороны я боюсь вести сына в школу. Я уже не вижу выхода из сложившейся ситуации», – не сдерживает эмоций Марина Дубовецкая.


В лицее тоже, похоже, не знают, что делать. Попытки школьной администрации и психолога разрешить сложившийся конфликт с позиции «здравого смысла» не дают результата. «Ребенок очень трудный. Он не умеет соблюдать школьные правила. Не умеет сидеть на уроках, заниматься. Он постоянно дергается. Делает, что ему вздумается. Он умный, способный мальчик, голова у него есть, но он словно ещё не готов к школе. Все его уже боятся. Дети стараются молчать, потакать ему во всем, даже классный руководитель уже старается ничего ему не говорить, – излагает свою позицию Надежда Заварзина, директор гуманитарно-юридического лицея № 86. - Мы уже всячески пытались разрешить эту конфликтную ситуацию. Подходили к ней с разных сторон. Предлагали варианты её решения, но мать заняла такую позицию, в которой сама не знает, что ей надо».


Мать Влада, в свою очередь, продолжает винить классную руководительницу Светлану Анатольевну. По её словам, в этом лицее она работает первый год и на прежнем месте работы, у неё тоже были конфликты с родителями. Мне удалось поговорить с директором лицея, где раньше работала Светлана Карпова. Со слов директора, сложности были и жалобы от родителей поступали, но это не является причиной её перехода в другой лицей. «На тот момент Светлана Анатольевна уже прошла конкурс в наш лицей, и мы её взяли к себе, поэтому она и ушла из того лицея», - объясняет Надежда Заварзина. В классе, где учится Влад, недавно было проведено анкетирование, в котором родители отвечали на вопрос, довольны ли они преподавателем своих детей Карповой С.А., в результате Карпова набрала высокий показатель – 87 процентов, отмечает директор лицея. Этот документ мне продемонстрировали, а вместе с ним и несколько работ учеников, в том числе Владислава Филиппова, где действительно было видно, что мальчик выполнял только те задания, которые ему были интересны.


«Надежда Анатольевна, Вы как преподаватель с многолетним стажем сталкивались с подобной ситуацией?» - спрашиваю я. «Нет. В нашей школе подобный случай впервые», - утверждает Надежда Заварзина. «Почему же тогда эту ситуацию довели до суда?» - « Я не вправе препятствовать родителям. Достаточно агрессивный мальчик. Они сами так решили. Вызвали инспектора ПДН, поговорили, она посмотрела на поведение ребенка, и вывод о заключении ребенка в ЦВСНП сделала сама. Поймите и родителей тоже. Влад не только постоянно бьет детей, он мешает преподавать учителю, и дети жалуются на него, что он мешает им заниматься».


«Но по результатам, которые сама учительница вывела за полугодие, видно, что учится он хорошо». - «Не смотрите на эти оценки, я сама эти два дня преподавала в этом классе. Не дай бог похвалить кого-нибудь другого или поставить ему плохую оценку… Он любит находиться в центре внимания. Поэтому преподаватель уже просто опасается ставить ему заниженные оценки». С этим согласна и школьный психолог Наталья Германовна. По её мнению, учительница оценивает ребенка по максимуму, чтобы не вызвать агрессию.

Конфликтная ситуация из-за первоклассника 86-го лицея уже не просто накалилась, а перешла все границы. Придать ей публичность и обратиться в редакцию «Д» решила мать Влада Марина Дубовецкая. Но кто рискнет искать в этой истории правых и виноватых? У каждого своя правда. По-своему можно понять и директора, которая вынуждена искать компромисс, и учителя, и родителей, и мать. В данном конфликте тяжело всем, не легче и ребенку, который просто не понимает, а что же на самом-то деле происходит и почему? Из-за чего весь сыр-бор? История с 30 сутками – это, конечно, нонсенс. Что, спрашивается, должно было произойти с первоклассником по истечении срока его временного содержания в центре несовершеннолетних правонарушителей? Ему что, добавили бы еще 30 суток, или он в центре несовершеннолетних правонарушителей должен был «встать на путь исправления»?


Среди моих собеседников была и школьный психолог, которая также пыталась найти выход из сложившегося положения: «Мы не можем говорить, что ребенок нормальный или ненормальный. Это могут говорить только врачи. Я вижу со своей стороны, что у Влада просто-напросто нет позиции школьника. По моему мнению, он ещё дошкольник. Он не понимает, в чем особенности школы, классно-урочной системы. Эти правила ему трудно принять. Из-за этого все сложности. У него нет проблем с интеллектом, он просто не умеет выполнять те требования, которые необходимы для того, чтобы взаимодействие с другими было конструктивным. Остальные ведь дети все справляются. Из шести первых классов все приняли и усвоили школьные правила. Даже если у кого-то не получается, родители сотрудничают со школой, ищут варианты. А в этой ситуации мы просто столкнулись с агрессией со стороны матери. Мне представляется, что Владу следует поучиться на домашнем обучении полгода, год, и затем он снова вернется в школу. Он как бы дозреет. Научится взаимодействовать со взрослыми, слушаться их. Никто не может против воли родителей отправлять ребенка в коррекционную школу, о чем опасается мать Влада. Тем более что коррекционные школы, они только для начальных классов. Затем ребенок переходит в обычную школу, и нигде не указывается, что ребенок проходил там обучение. Мама напрасно сеет лишнее напряжение, которого и так хватает. Это вообще первый случай, когда сложилась такого рода конфликтная ситуация. У каждого, конечно, первоклассника свои проблемы, но мы стараемся их решать вместе с родителями. В этой ситуации мама просто должна успокоиться и вместе со школой найти обоюдное решение для своего ребенка».