4 июля, Центральный рынок г. Ижевска


«Утром мне позвонил один предприниматель и сообщил, что его торговое место опечатал менеджер новой администрации рынка в сопровождении двух сотрудников ОМОНа, - восстанавливает в памяти хронику событий председатель профсоюза предпринимателей «Единство» Михаил Назаров. - Я поехал разбираться, дело было ближе к обеду, собирался задать в администрации конкретный вопрос, на каком основании людей лишают торговых мест. Мы подошли к зданию администрации с группой предпринимателей, но вход нам перегородили два ОМОНовца. Стала собираться толпа, недовольные предприниматели с рынка решили добиваться ответов на волнующие их вопросы, но никого не пускали. Среди нас был и Владимир Васильевич Кулишов - он был у другого прохода в здание. В это время администрацией была вызвана милиция, ждали какого-то высокого милицейского чина. И тут я услышал женские крики: «Помогите, человек умирает!»


«Мы с товарищем пошли в магазин, - вспоминает события того злополучного дня Алишер Меметов. - Тут я вижу, как ОМОНовец стоит с каким-то человеком. Когда мы приблизились, сотрудник ОМОНа вдруг достал дубинку и с размаху ударил ему в грудь. Этот человек упал, милиционер посмотрел на него и ушел, просто ушел! Мы подбежали и стали делать лежащему человеку искусственное дыхание, пытались оказать первую помощь. Живи! - кричал я ему. Живи! - повторял как заклинание. Тут он пришел в сознание, посмотрел как будто бы сквозь меня и умер… Понимаете? Человек умер…»


«Когда я подбежал, то увидел лежащего Кулишова, ему пытались оказать первую помощь, как могли, знаний-то особо ни у кого нет. Сотрудники милиции просто стояли в стороне и безучастно смотрели на все происходящее, - рассказывает Михаил Назаров. - На призывы о помощи никто не откликался. Я побежал в администрацию, но нас туда снова не пустили, ответили, что аптечки в администрации не имеется, первую помощь оказать, извините, не можем. Все мы остались один на один с человеком, который умирал, администрация отказалась помочь, милиция дистанцировалась и ждала приказа начальства, мы же ждали скорую помощь». Скорая помощь, по словам очевидцев, приехала только через полчаса, и врачи лишь констатировали смерть.


Неудобный свидетель


Что произошло дальше? Прибывшая на место милиция забрала всех свидетелей происшедшего для опроса. Люди заходили с твердой уверенностью, что расскажут всю правду и помогут следствию. А выходили из кабинета с осознанием, что на рынке произошел «несчастный случай» и Владимир Кулишов умер естественной смертью, без чьей-либо «помощи». Так поступили все, кроме одного…


«Они доставили меня в Первомайский РОВД, - вспоминает Алишер Меметов. - «Ты понимаешь, что с тобой может случиться, если ты это скажешь? Наркоту, ствол сейчас тебе подкинем, и все, ты уедешь отсюда в наручниках, ты это понимаешь?» - говорили они мне. Но ведь он у меня на руках умер, как я могу правду не сказать, я все как было рассказал, с меня взяли показания и напоследок пообещали, что от своих показаний я все равно откажусь».


На данный момент он, возможно, единственный свидетель и, опасаясь высказанных в его адрес угроз, вынужден скрываться. Теперь этот человек - зацепка, с помощью которой можно восстановить реальную картину произошедшей трагедии на Центральном рынке Ижевска 4 июля 2009 года.


Что милиция делала на рынке?


У меня первым делом возник именно такой вопрос, а, собственно, почему здание администрации рынка охраняет ОМОН? Эта история началась еще весной. Напомню, 10 апреля прежняя администрация Центрального рынка была при поддержке милиции заменена на новую. Предприниматели винят в перевороте руководителя «Удмуртпотребсоюза»  Рауфа Каримова, депутата Госсовета УР. С того времени на рынке был назначен новый директор, и милиция, по мнению предпринимателей, активно участвует в этом споре хозяйствующих субъектов: закрывает торговые места, охраняет, не допускает «нежелательных людей» (представителей бывшей администрации) на территорию рынка. Именно это активное участие и объясняет присутствие сотрудников ОМОНа 4 июля на Центральном рынке.


«ОМОНовец убил человека»


«ОМОНовец убил человека» - била в глаза надпись на одном из транспарантов пикетчиков, пришедших через день после трагедии к резиденции Президента УР. Акция, кстати, была заявлена до того, как погиб Владимир Кулишов. Предприниматели и работники ЗАО «Центральный рынок» планировали публично заявить о том, что 24 июня Арбитражный суд Удмуртии признал незаконными действия акционеров, проводивших собрания без участия других сторон. «Плакат убери!» - приказал организатору пикета подбежавший к людям милиционер и указал на транспарант с надписью «ОМОНовец убил человека». «Почему?» - спросили его. «Потому что не доказано еще, а вы тут такие обвинения!» - настаивал сотрудник милиции. Посовещавшись, организаторы все же решили не обострять ситуацию и убрать транспарант. По завершении аппаратного совещания к пикетчикам, видимо по распоряжению сверху, вышел Петр Пономарев, министр торговли Удмуртии. «Вы понимаете, что это бессмысленно? - начал министр. - Ни я, ни президент не можем влиять на суд, у вас спор хозяйствующих субъектов, вы зачем сюда пришли? У вас вопросы есть по торговле?» Вопросы были, но г-н Пономарев ловко уходил от ответов на них. «Вот вы знаете, у меня телефон недавно отключили на целую неделю и потом сказали, что если не оплатите, то отключим насовсем», - начал уводить он разговор в сторону.


Предпринимателей такая попытка увильнуть только возмутила. «Я вам хочу сказать, значит, вы что-то не оплатили, что-то не сделали, вот и получаете, - назвал министр свою версию того, почему предпринимателей не пускают к своим рабочим местам. - А все вопросы по поводу инцидента - к милиции, не ко мне…» «Ну, будет вскрытие, и выяснится, что он умер от сердечного приступа, скорее всего, так и будет», - предположил министр торговли, и самое интересное, что, согласно сообщению пресс-службы МВД по УР, так всё и произошло.


«Будем разбираться, и не надо рассказывать, что там ОМОН постоянно, - вмешался в разговор стоявший рядом полковник милиции Олег Опарин. - Была вызвана милиция, и поблизости была машина, где было два сотрудника ОМОНа, а то, что они постоянно у вас находятся, это ерунда». Акция подходила к концу, не дав, судя по отношению официальных лиц, никакой надежды на справедливость. «Что нам тоже федеральную трассу перекрывать, что ли, чтобы услышали о произволе, который творится при поддержке милиции?» - говорили предприниматели, расходясь с места пикета.




ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

На Центральном рынке Ижевска погиб человек, милиция отрицает свою причастность