Предыстория предстоящего судебного разбирательства такова. В ответ на отказ Измалкова уплатить необоснованную, с его точки зрения, сумму налога Инспекция ФНС России по Октябрьскому району направила в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2006-2007 годы. Измалковым данный приказ был оспорен и отменен. После этого ИФНС обратилась в суд по тому же поводу, но уже в исковом порядке. Правозащитником был предъявлен встречный иск и оспорена законность самого требования, как основанного на необоснованной налоговой базе. Дело было передано в районный суд по подсудности.

В ходе судебного разбирательства дважды запрашивались сведения из БТИ, и оба раза ответы были разные. «При этом, - рассказывает Игорь Измалков, - ни один из этих ответов не соответствовал тому, что использовала ИФНС при расчете налога». Кроме того, суд установил, что при определении суммарной инвентаризационной стоимости к стоимости квартиры приплюсовали стоимость квартиры, которая в собственности Измалкова никогда не находилась. ИФНС объяснила это технической ошибкой при формировании базы.

Иск налоговой был отклонен, а встречный иск Игоря Измалкова удовлетворен в полном объеме. Однако кассационная инстанция решение отменила и направила дело на новое рассмотрение, указав, что суд должен был установить истинное значение инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, поскольку справки БТИ, имеющиеся в деле, содержат противоречивые сведения. Однако при новом рассмотрении судья Нуриева, к которой на этот раз попало дело, отказалась проверять обоснованность расчетов БТИ и ограничилась еще одним запросом (к этому времени в деле было уже пять различных вариантов инвентаризационной стоимости) с просьбой указать, какой из имеющихся в деле пяти вариантов ответов БТИ следует считать верным.

На этом этапе иск ИФНС был удовлетворен, а встречный иск был оставлен без удовлетворения. Тем не менее Игорь Измалков уверен в положительном для своего иска конечном исходе дела. «Моя позиция, - говорит Игорь Измалков, - подкреплена Определением Конституционного суда РФ, который указал, что если имеются сомнения относительно правильности определения налоговой базы, то она должна быть проверена судом в рамках конкретного дела».