Очередной арбитражный управляющий «Линекса» пока ничего не сделал, но уже скрывается.Василий Лещенко – это уже третий по счету управляющий, назначенный судом для проведения процедуры банкротства. Назначен он был чуть более месяца назад. По словам управляющего, его предшественники не оставили после себя никаких документов, кроме трех штатных расписаний, и практически весь прошедший месяц он потратил на то, чтобы восстановить реестр дольщиков и правоустанавливающие документы в регистрирующих организациях.


Поэтому, естественно, ничего утешительного республиканским СМИ Василий Лещенко сообщить не мог и не хотел: в здание, где проходило собрание дольщиков, не допустили даже журналистов с официальной ГТРК «Удмуртия».

Охранник, заметивший у меня в руках фотоаппарат, среагировал немедленно – преградил путь и потребовал предъявить «разрешение» на съемку и присутствие. На мои доводы о том, что по закону никаких разрешений мне не требуется, он возражать не стал, но и внутрь не пропустил. Позже мне все-таки удалось проникнуть в зал, где проходила встреча, и оттуда выводить меня уже никто не стал.


Среди обманутых дольщиков царила атмосфера растерянности и раздражения. «Я хочу еще достроить, это еще можно, и получить прибыль», – успокаивал собравшихся Василий Лещенко, но возможного инвестора для завершения строительства двух домов в Завьялово и Пирогово (в одном из которых возведен только цокольный этаж) дольщикам не представил. Большинство квартир в этих домах уже продано – инвесторам нечем обеспечить свои вложения. Порядка семидесяти квартир, правда, все еще принадлежат акционерам «Линекса», но на расторжение этих договоров уйдет еще несколько месяцев, и раньше этого срока квартиры для продажи не освободятся.


Некоторые дольщики, в соответствии с условиями сделки, внесли только часть стоимости квартиры, по договору преду-сматривалось, что остаток будет оплачен после сдачи домов в эксплуатацию. Василий Лещенко предложил таким дольщикам проплатить оставшуюся стоимость квартир, чтобы получить хоть какие-то средства на продолжение строительства, и пригрозил, что будет расторгать договоры с теми дольщиками, которые не согласятся на эти условия. На это из зала ему резонно ответили, что в теперешней ситуации вкладывать еще какие-то деньги в строительство вряд ли кто-то из дольщиков согласится, и поэтому такие действия управляющего только усугубят конфликт.


Присутствовавший здесь же представитель администрации Завьяловского района – основного кредитора ЗАО «Линекс» – тоже озвучил свою позицию. По его словам, на финансирование государственного контракта, заключенного с «Линексом», по программе расселения ветхого жилья выделено 48 млн рублей (главным образом, из федерального и республиканского бюджета).


Из этих средств 22 млн руб. уже было выплачено застройщику. Эти деньги предназначены конкретно для возведения 7-й и 8-й секций дома по улице Садовой (с. Завьялово), и вкладывать оставшиеся деньги в какие-либо другие стройки, в том числе в с. Пирогово, администрация не собирается.


Таким образом, пока средства на достройку домов взять негде. По словам управляющего, у него нет денег даже на консервацию строек. При этом план внешнего управления должен быть представлен в арбитраж не позднее 27 июля 2010 года – иначе будет запущено конкурсное производство, и дольщики, которые в этом случае становятся кредиторами третьей очереди, ни квартир, ни денег, скорее всего, уже не увидят. Сумма долга ЗАО «Линекс», в соответствии с решением Арбитражного суда, – около 60 млн рублей.


Вторым на повестке собрания был вопрос о жилищно-строительном кооперативе, учрежденном частью дольщиков, вставших в реестр кредиторов «Линекса», под руководством юриста Дмитрия Телегина, который сам на встрече не присутствовал. Василий Лещенко раскритиковал эту инициативу, заявив, что он не понимает, как ЖСК сможет договориться с администрацией Завьяловского района, в случае «если «Линекс» загонят в конкурсное производство». Некоторые из дольщиков, не вошедших в жилищно-строительный кооператив, раскритиковали и самого г-на Телегина, включившего в список учредителей своих близких родственников и коллег. Под возмущенные возгласы о недобросовестности инициаторов создания ЖСК остальных дольщиков уговорили «не поддаваться уговорам мошенников» – в зале, где проходила встреча, вообще звучала весьма резкая риторика.



Когда участники собрания начали расходиться, я подошел, чтобы сфотографировать арбитражного управляющего. Василий Лещенко был окружен обманутыми дольщиками, но, увидев меня, отреагировал не вполне адекватно, пытаясь закрыть лицо руками и отвернуться. Он начал говорить что-то вроде того, что он не является «предметом мебели», и поэтому фотографироваться решительно отказывается. Других причин скрываться от контактов со СМИ Василий Лещенко называть не стал.


По словам одной из дольщиц, вложившей свои деньги в строительство дома в Пирогово, уголовное дело по факту мошенничества прежнего руководства ЗАО «Линекс» до сих пор расследуется «в отношении неустановленных лиц».


Она, как и многие другие дольщики, сильно сомневается, что такое следствие может окончиться чем-нибудь полезным для обманутых граждан. Их деньги, ушедшие неизвестно куда под видом беспроцентных кредитов через подставные фирмы, скорее всего, уже не вернуть. Но оставшиеся без средств люди сдаваться не намерены.