Пока профбосс Евгений Орлов договаривался о чем-то с президентом Волковым (на фото вверху), лидер республиканской организации КПРФ Владимир Бодров вместе с заместителем администрации президента Удмуртии Леонидом Кондаковым присматривали за раздачей листовок с «другим» временем и датой проведения акции протеста. Постыдное бездействие руководства КПРФ в декабре прошлого года наверняка не осталось не замеченным рядовыми коммунистами – тем более что некоторые из них принимали участие в акциях КСГД лично. 1 сентября этого года, когда стало известно, что власти все-таки решили отменить СПБ с 1 октября, Общественный совет пенсионеров и Комитет РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» выступили с заявлением о необходимости проведения совместной протестной кампании. Для удмуртской парторганизации КПРФ, чьи ритуальные митинги уже несколько лет собирают не больше 150-200 человек, это был реальный шанс принять участие в настоящем «живом» деле, показать свое стремление к солидарности в общей борьбе за социальные права населения. Конечно, это потребовало бы от местных функционеров КПРФ, во-первых, отказа от излишней лояльности к первым лицам руководства Удмуртии, которую они демонстрировали все последние годы. Во-вторых, координации своих действий со структурами КСГД (Общественным советом пенсионеров УР и РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»), создавшими в последние годы эффективный механизм подготовки массовых акций протеста.


Бодрый, но «холостой» галоп Бодрова


Однако руководством УРО КПРФ во главе с 1-м секретарем Владимиром Бодровым, видимо с благословения местных властей, был избран иной путь. Несмотря на то что активисты Общественно совета пенсионеров заранее оповестили о проведении первой, «предупредительной» акции 21 сентября, от имени УРО КПРФ была подана заявка в органы власти на проведение своей акции 18 сентября. Почему-то место было избрано перед зданием Госсовета Удмуртии, который не является ни формальным центром решения (это Гордума г.Ижевска), ни фактической инстанцией, от которой зависит решение вопроса (исполнительная власть – президент и правительство республики).


Тем не менее штаб протестной кампании КСГД принял решение о выходе своих активистов не только на акцию 21 сентября, но и на митинг коммунистов. На встрече с милицией вопрос о возможности участия различных сил в обеих акциях был обсужден, но когда активисты «ПАТРИОТОВ РОССИИ» и КСГД вышли на митинг 18 сентября, организаторы от КПРФ потребовали от них свернуть свои флаги. «Мы свернем свои флаги, - был дан ответ на это требование, - если вы объявите об этом с трибуны, чтобы все услышали. А то на словах вы призываете к солидарности, а на деле занимаетесь мелким политиканством». Как и следовало ожидать, митинг, организованный КПРФ, оказался малочисленным – порядка 200 человек, из которых около 50-ти составили активисты КСГД. Напомним, что прошедший через три дня митинг «ПАТРИОТОВ РОССИИ» и Общественного совета пенсионеров собрал, по разным оценкам, от 600 до 800 человек. То, где на самом деле находится эпицентр протеста, хорошо понимали и власти, представленные на митинге КСГД обоими первыми лицами города (Балакиным и Ушаковым), главой администрации президента и правительства Удмуртии, двумя десятками депутатов Гордумы и Госсовета и целой «командой» иных должностных лиц.


При назначении даты следующей акции Бодров уже юридически позаботился о том, чтобы чистоту «партийного пиара» никто не нарушал. В поданном УРО КПРФ уведомлении на проведение пикета перед зданием горадминистрации было специально отмечено, что использование во время акции символики «ПАТРИОТОВ РОССИИ», КСГД и даже Левого Фронта (!) должно считаться незаконным. Активисты «ПАТРИОТОВ РОССИИ» и КСГД в интересах борьбы за общую цель снова закрыли на это глаза и призвали пенсионеров поддержать и эту акцию. В итоге 24 сентября более половины из 200 пришедших к началу сессии Гордумы были участниками движения КСГД.


Зная о том, что активисты КСГД готовят большую акцию 5 октября, и уже не имея никаких оснований для иллюзий в отношении своей способности организовать массовый протест, функционеры КПРФ опять провели свою отдельную акцию – 29 сентября, перед сессией Госсовета, выведя на нее… аж 10 человек. Зачем было проводить пикет перед сессией республиканского парламента? Возможно, для того, чтобы побудить депутатов Госсовета обсудить вопрос о социальном проездном на сессии. Однако почему тогда ни депутат Госсовета Бодров, ни кто-то еще из фракции КПРФ даже не попытались включить этот вопрос в повестку сессии? При этом в выпущенных под эти «акции протеста» агитматериалах КПРФ содержалась фактическая клевета на тех, кто приложил все усилия к сохранению социального проездного. В листовках, распространяемых членами КПРФ 21 сентября и 29 сентября, утверждалось: «…Никто из ижевских депутатов не встает на сторону населения Ижевска, своих избирателей. Никто из них не смотрит на вопрос о социальном проездном с позиции 30 тысяч человек, пользующихся этой льготой». Это при том, что депутат Городской думы, председатель КСГД и зампредседателя Комитета РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Андрей Коновал не только неоднократно поднимал в стенах Гордумы этот вопрос, но и был одним из главных организаторов декабрьской кампании протеста, в результате которой ижевские пенсионеры получили возможность пользоваться СПБ еще 9 месяцев.


Однако верхом цинизма со стороны тех, кто сегодня принимает решения в региональном руководстве КПРФ, можно считать фактическую попытку расколоть участников акции протеста 5 октября. Представители УРО КПРФ объявили о проведении собственного митинга в этот день, назначив его на 13.00 у здания ижевской мэрии. Это после того, как активисты КСГД уже в течение двух недель, преодолевая «информационную блокаду» и сопротивление городских властей, вели активную агитацию за сбор в этот день у памятника В.И.Ленину и демонстрацию протеста по центральным улицам города. В течение нескольких дней структуры КПРФ распространяли листовки с рекламой собственной акции, а буквально накануне 5 октября ими была проведена и расклейка соответствующих листовок. Как известно, планы разделить протестующих сорвались – в день акции перед зданием мэрии собралось всего 65 человек, большая часть которых потом просто ушла к Дому правительства, туда, где развивались основные события.


Учитывая почти полную потерю влияния «партии Бодрова» на активную часть протестно настроенных ижевчан, можно было бы не обращать внимания на все эти моменты, если бы не одно «но». Частые, но малочисленные акции, без соответствующей стратегии давления на власть (сегодня это прежде всего требование отставки конкретных должностных лиц), приносят протестной кампании в большей степени вред, чем пользу. Пришедшие на такие публичные мероприятия «случайные» граждане - может быть, впервые решившие проявить политическую активность, – будут, скорее, деморализованы малочисленностью и нерешительностью протеста, которые стали в последнее время чуть ли не «фирменным» знаком местных коммунистов. А слой тех, кто сегодня готов активно отстаивать свои права, все-таки еще достаточно тонок, и им надо дорожить.


На самом деле, проблема еще шире. Думается, что, по большому счету, УРО КПРФ сегодня объективно заинтересовано не в решении проблем ижевчан, а в дальнейшем ухудшении социальной ситуации в городе накануне предстоящих выборов в Гордуму. Эксплуатация хорошо узнаваемого на федеральном уровне бренда КПРФ позволяет местным функционерам сводить свою деятельность к чисто ритуальным формам работы, к имитации борьбы, а в депутаты местных органов власти, используя голосование по партийным спискам, «продвигать» бизнесменов или представителей номенклатуры, лояльной республиканскому руководству. Как это, собственно, с нашей точки зрения, и произошло на выборах в Госсовет 2007 года.


«Орел» в актовом зале


В отличие от партийного функционера Бодрова, другой «защитник прав трудящихся», председатель Федерации профсоюзов УР Евгений Орлов, являющийся, как известно, еще и членом Политсовета РО партии «Единая Росси», действует более бесхитростно. Утром 5 октября, то есть в день проведения массовой демонстрации, местное радио передало призыв г-на Орлова к населению не участвовать в митингах на улицах, а обсуждать имеющиеся проблемы в трудовых коллективах.


Впрочем, этот факт меркнет перед другим поступком местного профбосса. Как известно, центральное руководство ФНПР, так называемых «официальных» профсоюзов, назначило в период с 5 по 9 октября проведение Всероссийской акции протеста. Однако на совещании исполкома республиканской Федерации профсоюзов Евгений Орлов сумел провести решение о такой форме участия во Всероссийской акции протеста, как… заседание в актовом зале Облсовпрофа. По предложению г-на Орлова акция протеста пройдет в Удмуртии в виде встречи профактива с президентом республики Александром Волковым.