Способы борьбы с загрязнением главного городского водоема, применяющиеся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии с 2005 года и до настоящего времени, изощренны и многообразны. В Ижевский пруд уже выпущено несколько тонн толстолобика и микроскопической водоросли хлореллы, призванных спасти водохранилище от зарастания дна и цветения сине-зеленых водорослей. Кроме того, в пруду предполагается искусственно поселить и другие виды животных и растений, которые, плодясь и размножаясь, должны, по замыслам учёных, очищать воду пруда от вредных микроорганизмов и примесей. Правда, о результатах их деятельности пока никто не может ничего сказать с уверенностью: очистка воды такими способами требует очень длительного времени.


Кстати, впервые идея использования «естественных санитаров» в акватории Ижевского пруда возникла более 100 лет назад: еще в 90-е годы XIX века инженер Малеев предлагал разводить на пруду лебедей, чтобы справиться с зарастанием прибрежной зоны.


В 2007 году Минприроды Удмуртии выделило 117,9 млн рублей на очистку пруда от донных отложений. О масштабах загрязнения акватории, вокруг которой сосредоточены крупные промышленные предприятия, тогда ходили настоящие легенды. К примеру, существовал неподтвержденный слух о том, что знаменитого двуглавого орла с Башни оружейников, торжественно утопленного революционно настроенными ижевцами в 1919 году, не поднимают на поверхность из соображений безопасности: мол, неосторожное извлечение фигуры из «ядовитого ила, скопившегося на дне», неминуемо приведет к экологической катастрофе общегородского масштаба. Так или иначе, незадолго до начала работ по очистке дна Михаил Кургузкин (в то время – заместитель министра природных ресурсов УР) частично подтвердил эти опасения. «На дне находится мусор, твердые бытовые отходы, есть там, конечно, и соли твердых металлов, и другие вещества, – говорил Михаил Кургузкин в 2005 году. – Необходимо отметить тот факт, что пока они лежат на дне, вред от них минимальный… нужно чистить пруд, но делать это надо очень аккуратно». Всего к 2011 году планировалось поднять со дна акватории около 1 млн 670 тыс. кубометров ила. Предполагается, что такая мера будет способствовать и решению проблемы сине-зеленых водорослей: в результате работы земснаряда пруд должен стать глубже, его ширина уменьшится, а температура воды понизится, что должно благоприятно сказаться на экологической ситуации.


Однако спустя два года после начала работ по поднятию ила качество воды в пруду по-прежнему продолжает стремительно снижаться. «К 2009 году ситуация на Ижевском водохранилище не только не стала лучше, но заметно ухудшилась, – сообщает информационное агентство INFOLine. – В 2007 и 2008 годах максимальное количество водорослей в поступающей на очистку воде зафиксировано на уровне 300-400 тыс. клеток в 1 мл», тогда как по ГОСТу их содержание не должно превышать 100 тыс. клеток на миллилитр. До 2003 года, когда впервые была зафиксирована вспышка размножения сине-зеленых водорослей, максимальным для Ижевского пруда был показатель 20-30 тыс. клеток на миллилитр. Таким образом, всего за несколько лет концентрация сине-зеленых водорослей, резко снижающих качество питьевой воды, в пруду возросла более чем в десять раз, и до сих пор радикально повлиять на этот процесс не удается.


Сегодня к этому добавляются и опасения, связанные с процессом реконструкции набережной, на которую планируется потратить не менее трети миллиарда рублей из республиканского бюджета. Даже первоначальное благоустройство периметра восточной части Ижевского пруда, осуществленное в 1970-е годы, не было столь масштабным антропогенным вмешательством в естественную среду. На участке набережной протяженностью свыше полутора километров планируется значительно расширить прогулочную зону вглубь акватории, засыпав отмели привозным грунтом. Возможно, по сравнению с миллионами кубометров сточных вод, ежегодно сбрасываемых в пруд промышленными предприятиями, это и выглядит несущественным.


Однако с абсолютной точностью предсказать, как отреагирует на это вторжение формировавшаяся столетиями экосистема пруда, сегодня не возьмется ни один эксперт.






Работы по строительству плотины Ижевского пруда для гидроэнергетических нужд железоделательного завода начались 10 апреля 1760 года. Этот день считается общепризнанной датой основания Ижевска. Территория, которую в настоящий момент занимает акватория пруда, не была специально подготовлена к затоплению. До сих пор даже в районе плотины на дне встречаются остатки деревьев и высокие пни. Во время пугачевского восстания Ижевский пруд мог прекратить свое существование. В 1775 году заводская плотина едва не была разрушена мятежниками, захватившими завод. В 20-е годы XX века Ижевский пруд перестал играть роль источника энергии для водяных колес и турбин заводской плотины. С этого времени он используется только в качестве водохранилища и рекреационной зоны. По данным администрации Ижевска, основными источниками промышленного загрязнения Ижевского пруда являются МУП «Ижводоканал», ОАО «Ижевский мотозавод» и ТЭЦ-1 ОАО «Удмуртэнерго». Среднегодовой сброс сточных вод в Ижевский пруд оценивается примерно в 6 миллионов кубометров.