Республиканский резонанс этому инциденту придаёт личность виновника скандала. Руководимый им СПК «Первый май» является, наверное, единственным хозяйством в Удмуртии, куда специально возят всех высокопоставленных гостей республики. В июне 2006 года «Первый май» чуть было не посетил даже Президент РФ Владимир Путин, но тогда, по одной из версий, этот пункт в программе визита чем-то не понравился сотрудникам Федеральной службы охраны. Теперь президенту Удмуртии (близостью с которым, как утверждают источники, гордился председатель «Первого мая»), видимо, точно лучше поикать для экскурсий какое-нибудь другое хозяйство с более адекватным руководителем.


Стрельбу из карабина депутат Госсовета Удмуртии и видный местный «единоросс» Александр Ерохин устроил в районе обеда в субботу 27 февраля в селе Яган-Докъя Малопургинского района, где располагается силосное хранилище ГУП «Совхоз имени 10-летия УАССР». Милицию для успокоения дебошира вызвал председатель этого хозяйства Геннадий Кинаш, которому с места происшествия позвонил его управляющий.


Геннадий Кинаш подтвердил корреспонденту «Д» со слов очевидцев, что Ерохин выстрелил из карабина не менее двух раз. В некоторых местных изданиях уже появилось объяснение случившегося со ссылкой на виновника происшествия, Александр Ерохин «свою вину категорически отрицает и уверяет, что стрелял в ворон». По всей видимости, в его родном хозяйстве, раскинувшемся на территории трех муниципальных образований – Бобья-Учинское, Баграш-Бигринское и Малопургинское - с площадью угодий порядка 6000 гектаров, «ворон» уже не осталось, и он начал их искать на соседних угодьях.


«По предварительным данным, между двумя СПК возник конфликт по поводу неоплаты договоров, поэтому Ерохин поехал защищать свое имущество. На данный момент информация о финансовых отношениях двух предприятий проверяется», - прокомментировал происшествие в СМИ Андрей Леонтьев, старший следователь Завьяловского межрайонного следственного отдела СУ СКП РФ по УР. По его словам, в правоохранительные органы поступили заявления от пяти граждан, утверждающих, что Ерохин «нецензурно выражался» и «угрожал им оружием». От жителей района удалось выяснить, что в ГУП «Совхоз имени 10-летия УАССР» не считают, что силос, разбираться по поводу которого приехал 27 февраля Александр Ерохин, принадлежит СПК «Первый май». По утверждению местных жителей, депутат-«единоросс» не расплачивался с совхозом за силос, поэтому Геннадий Кинаш принял решение перегородить подъезды к хранилищу. Узнав о том, что его технику не пропускают для загрузки силосом, Александр Ерохин прервал заседание правления, взял карабин и поехал, как он говорит, «пострелять ворон».


По мнению некоторых наблюдателей, председателю «Первого мая», возможно, просто «снесло крышу» от слишком коротких отношений с руководством республики. За месяц до происшествия со стрельбой президент Удмуртии Александр Волков снова привозил к Ерохину очередного высокопоставленного гостя – на этот раз губернатора Кировской области Никиту Белых. Между тем этот инцидент обнажил, насколько остро стоит в Удмуртии проблема с кормами, что даже «приближенные» руководители хозяйств готовы ради силоса хвататься за оружие.


Эта ситуация носит системный характер, и даже не состоявшийся визит в СПК «Первый май» президента Путина в 2006 году, по слухам, тоже имел прямое отношение к кормам. По неофициальной информации, голландские буренки, которых завезли в это хозяйство на средства республиканского бюджета, якобы в тот момент тяжело перенесли первую кормежку и страдали массовым расстройством желудка. В новостях за сентябрь прошлого года удалось обнаружить и комментарий самого Александра Ерохина по поводу проблемы с кормовой базой. По словам председателя СПК «Первый май», «предприятию не хватает порядка 30 процентов кормов». «Около 4 тысяч тонн сочных кормов пришлось заготовить на стороне – в Завьяловском районе, кроме этого, не будет хватать еще около 5 тысяч тонн», – признался еще несколько месяцев назад руководитель «Первого мая». Похожая ситуация по кормам, по оценкам Минсельхозпрода, складывается практически в каждом районе Удмуртии. Что же теперь, милиции начать на всякий случай потихоньку разоружать руководителей сельхозпредприятий республики?