Процесс подготовки к реформированию МВД, которому в декабре 2009 года дал старт своим указом президент России Дмитрий Медведев, в начале апреля вошел в решающую стадию. Неделю назад министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев должен был представить на суд высшего руководства страны свой проект реформы. Параллельно развернулось обсуждение альтернативной концепции реформирования, принятой 18 марта в Москве рабочей группой неправительственных организаций при участии экспертов из числа профессиональных юристов и членов Общественной палаты РФ. Общественные слушания по этой концепции были запланированы в Казани, Ижевске, Чебоксарах, Владивостоке, Чите и других городах страны.


Похоже, однако, что официальные должностные лица Удмуртской Республики в очередной раз сочли диалог с общественностью ниже своего достоинства. Администрация «парадного» Дома дружбы народов в Ижевске, где первоначально планировалось провести общественные слушания, за несколько дней до назначенной даты вдруг решила отказать организаторам в предоставлении конференц-зала под очевидно надуманным предлогом. В итоге мероприятие всё же состоялось, но под крышей одной из ижевских частных гостиниц, и никто из представителей республиканских органов власти не принял в нем участия. Руководство МВД Удмуртии также проигнорировало приглашение, что, впрочем, неудивительно: у ижевчан на сегодняшний день накопилось столько неудобных вопросов к республиканской милиции, что любое «хождение в народ» может обернуться для правоохранителей очередным скандалом.


С сообщением об основных положениях неправительственной концепции реформы МВД выступил один из ее авторов – казанский правозащитник Павел Чиков (представляющий межрегиональную ассоциацию «Агора»). По его словам, при разработке концепции рабочая группа опиралась не только на обширные сведения о недостатках российской системы МВД, накопившиеся за последние десять лет правозащитной практики, но и на позитивный зарубежный опыт реформирования органов правопорядка, в частности, в странах Восточной Европы. Сама необходимость радикальных перемен уже не ставится под сомнение: крайняя степень разложения органов МВД не только является общеизвестным фактом для большинства российских граждан, но и признается на уровне высшего руководства страны. Более того, «сейчас ситуация в МВД такая, что проигнорировать общественное мнение Кремль не в состоянии», - заявил Павел Чиков перед собравшимися.


В основу концепции реформы, предложенной неправительственными организациями президенту России, положено разделение МВД на федеральную полицию и муниципальную милицию, которые должны быть независимы друг от друга. В ведение федеральной полиции, по замыслу авторов концепции, передаются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также уголовный розыск. В компетенцию муниципальной милиции – вопросы общественной безопасности: патрульно-постовая, дорожно-патрульная и участковая службы, дела об административных правонарушениях, ИВС, регистрация заявлений граждан и т.п.


Как особо отметил Павел Чиков, разница между федеральной полицией и муниципальной милицией принципиальная: первая тесно связана с реформой «силового блока», вторая же должна развиваться в контексте реформ местного самоуправления и института мировых судей. Функции и полномочия МВД должны существенно сократиться. За счет этого, помимо ограничения пространства для злоупотреблений, достигается решение еще одной наболевшей проблемы – уменьшение штатной численности органов внутренних дел. «Сегодня, в зависимости от методики подсчета, в России от десяти до двенадцати сотрудников милиции на тысячу жителей, - сообщил Павел Чиков. – Даже в крупных развивающихся странах, вроде Бразилии, этот показатель не превышает 3-3,5 на тысячу. Каждый сотый гражданин России – милиционер, это неоправданно много».


По мнению Павла Чикова, открытое обсуждение предстоящей реформы МВД – это не блажь правозащитников, а насущная необходимость. Во многом именно благодаря тому, что возмущение граждан милицейским произволом и коррупцией в МВД за последние месяцы приблизилось к точке кипения, эти проблемы вышли на первые позиции в политической повестке дня. Это хорошо понимают в Москве. В частности, член комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена выразил надежду, что результаты общественных слушаний, проходящих в эти дни в российских регионах, будут учитываться при разработке законодательных инициатив. «Кучерена очень просил – вы, пожалуйста, спрашивайте мнение людей…» - сообщил коллегам казанский правозащитник.


Правда, общественные слушания, состоявшиеся 5 апреля в Ижевске, вряд ли сильно обогатили «копилку» предложений граждан. Заместитель председателя Общественной палаты Удмуртии Александр Радевич и проректор УдГУ Владимир Байметов выступили с философско-успокоительными речами, суть которых сводилась к тому, что эффективная реформа МВД невозможна без качественного изменения социальных институтов в целом. «Милиция – это часть общества, - резюмировал руководитель Добровольной народной дружины г. Ижевска Василий Яковлев. – Чтобы она изменилась к лучшему, сначала надо изменить людей». Единственный практический вывод из этих абстрактных формулировок прозвучал под занавес встречи: все плохо, но «не с милиции же начинать».


На этом фоне несколько более внятно прозвучало выступление заместителя начальника УФСИН по Удмуртской Республике Владимира Лукашова - из всех участников общественных слушаний это был единственный «человек в погонах». «Вот я по тексту смотрю, написано: «переподчинить психологическую службу МВД Минздравсоцразвитию РФ», - сказал представитель УФСИН. – А у Минздравсоцразвития вы спросили? У нас тоже все понимают, что медицина не должна быть пенитенциарной, но спецлечебницы Минздрав принять не в состоянии. И так далее». «Хотя здесь заявлен «вневедомственный» подход, концепция получилась однобокой», - подытожил Владимир Лукашов. По его мнению, не существует в настоящее время и эффективных способов оценки деятельности правоохранительных органов, без которых от пресловутой «палочной системы» невозможно отказаться. «Мы пытались уйти от «палочной системы», но каждый раз постепенно к ней возвращались, - признался Владимир Лукашов. – Опрос граждан как средство оценки не проработан, но это скорее научная задача».


Дебаты по поводу отдельных положений предложенной концепции растянулись на час с небольшим и казались довольно сумбурными - возможно, потому, что не все участники встречи имели возможность заранее ознакомиться с текстом предложений правозащитников. При этом показательно, что самое пугающее заявление, прозвучавшее в ходе слушаний, так и не встретило возражений до конца мероприятия. «Милиция сегодня находится в состоянии войны с гражданами, - заявил один из участников встречи. - Сотрудники МВД вызывают у населения уже не просто неприятие, а агрессию». Самое удивительное, что это дикое, в общем-то, утверждение весьма похоже на правду. Тогда, если быть последовательными до конца, отсутствие представителей МВД Удмуртии на общественных слушаниях предстаёт в несколько ином свете. Может быть, оно и к лучшему? На войне как на войне…