Всего на встрече, которая состоялась 10 марта в офисе ООО «УКС», присутствовали представители пяти десятков управляющих компаний, которых пригласили для того, чтобы выслушать заместителя руководителя «КРЦ-Удмуртия» Нину Дюжеву. Г-жа Дюжева откровенно заявила, что КРЦ был создан в интересах ресурсоснабжающих организаций, прежде всего ООО «УКС», которые обращались в правительство Удмуртии с просьбой решить вопрос по неплатежам населения.


Напомним, что в настоящее время ряд управляющих компаний, включая муниципальное учреждение «ГЖУ г.Ижевска», оспаривают выставляемые УКС к оплате объемы теплоэнергии, причем речь сегодня идет о сумме около миллиарда рублей. Так, например, в случае проигрыша Горжилуправлением судебного процесса «Удмуртским коммунальным системам» ижевским семьям могут быть выставлены требования доплатить за ранее поставленную теплоэнергию от нескольких десятков рублей до 11-13 тысяч рублей на одну квартиру. План «внедрения КРЦ» предполагает, что каждая управляющая компания заключает с центром договор на услуги по начислению и оплате жилищно-коммунальных услуг, как это сегодня уже имеет место с оплатой газа и электроэнергии. Таким образом, счета жителям за весь объем ЖКУ будет выставлять не управляющая компания, а «КРЦ-Удмуртия». Если учесть, что в число учредителей АНО «КРЦ-Удмуртия» входят структуры КЭС, очевидно, что интересы производителя и поставщика теплоэнергии (ТГК-5 и ООО «УКС») при этой схеме будут защищены особенно надежно. Кстати, влияние КЭС-холдинга уже сегодня проявляется в кадровом составе руководства «КРЦ-Удмуртия»: руководитель КРЦ Сергей Корженко участвовал через свои структуры в учреждении ООО «УКС», а его зам Нина Дюжева в бытность Сергея Трухина (экс-директор ООО «УКС») начальником ГЖУ возглавляла финансово-экономический департамент этого учреждения.


Поскольку формально «КРЦ-Удмуртия» не имеет прямых договорных отношений с жителями и не нуждается, в отличие от управляющих организаций, в проведении домовых собраний, на которых собственники квартир голосуют за заключение договора с той или иной компанией, дополнительный сдерживающий фактор в предъявлении дополнительных финансовых претензий жителям тем самым снимается. Примером такого развития событий сегодня может служить ситуация с выделением несколько лет назад отдельной строки по оплате электроэнергии за свет в местах общего пользования (МОП) и работы лифта. Понятно, что в отличие от управляющих организаций, которые обладают знаниями и ресурсами для юридической защиты в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, основная часть жителей предпочтет оплачивать выставляемые счета, а не судиться, а большинство остальных обречено на проигрыш судов с коммунальщиками.


На встрече 10 марта Нина Дюжева заявила, что «КРЦ-Удмуртия» намерен добиваться от управляющих организаций предоставления права на востребование долгов населения. При этом предполагается проработать и внедрить практику отсуживания долгов не по каждому должнику, а сразу по всем должникам многоквартирного дома в одном иске и по всем долгам. «С учетом того, что участники КРЦ – правительство Удмуртии, Ассоциация собственников жилья, ТГК-5, то есть такой административный ресурс, которого нет ни у одной управляющей компании, все проблемы решатся сами собой», - заявила г-жа Дюжева. При этом будет выявлена часть долгов, которые окажется невозможно собрать (связанные с квартирами детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствием владельцев по причине отбывания наказания и т.п.). Такие долги будут считаться «социальными неплатежами», и с помощью правительства Удмуртии и руководства города их стоимость будет включена в тариф на теплоэнергию в 2011 году.


Замруководителя «КРЦ-Удмуртия» пыталась доказать (похоже, без особого успеха) руководителям управляющих компаний, что у центра нет задачи получения прибыли: «Если у нас появляется какая-то денежка, то мы ее тут же тратим на зарплату или на новые технологии…» В то же время была озвучена цифра – 5% вознаграждения от объема платежей. Для сравнения: в настоящее время выделенное из состава ГЖУ Ижевска муниципальное автономное учреждение «Расчетно-информационный центр», договоры с которым подписали около 60 управляющих организаций Ижевска, берет за свои услуги по начислению платежей порядка 2%.


В ходе встречи вскрылись любопытные нюансы. На вопрос, заложено ли в тариф 2010 года агентское вознаграждение услуг КРЦ, Нина Дюжева сказала: «Мы сидим в тарифе Удмуртской энергосбытовой компании и в тарифе УКС. Поскольку УКС являлись инициаторами проекта, то на них и возложено бремя». Это вызвало новые вопросы собравшихся, которые заявили, что управляющие компании сегодня тоже выполняют функцию посредников между УКС и жителями, и если в тарифе заложены расходы на такую деятельность, то почему УКС не компенсируют эти расходы управляющим компаниям. «Вы еще не влезли в процесс, а уже хотите получать компенсацию! - отреагировала докладчица. – У них в тарифе сидит наше вознаграждение на наше содержание!» На помощь Дюжевой пришел Вадим Стамлер, заместитель гендиректора ООО «УКС», который сообщил, что в утвержденном РЭК тарифе УКС выделены расходы на сбытовую деятельность в размере 20,1 млн руб. «Либо мы делаем всю деятельность сами, либо нанимаем, например, КРЦ», - сказал г-н Стамлер. Таким образом, вся эта дискуссия еще раз подтвердила, что в настоящее время «КРЦ-Удмуртия» содержится за счет ООО «УКС» (точнее, за счет средств населения, собираемых УКС через тариф), а следовательно, является проектом именно «КЭСовских» структур.


В качестве стимула, или, как выразилась Нина Дюжева, «конфетки», для перехода управляющих компаний на обслуживание «КРЦ-Удмуртия» была озвучена информация о якобы имеющейся договоренности с правительством Удмуртии о компенсации управляющим компаниям через КРЦ части задолженности по теплоэнергии, которая возникает из-за неплатежей населения. Сколько конкретно готова выделить республика, прямо сказано не было, но на 2010 год ООО «УКС» планирует «простить» 195 млн руб. тем компаниям, которые перейдут на обслуживание в АНО «КРЦ –Удмуртия».


В то же время, по словам Дюжевой, «КРЦ-Удмуртия» совместно с правительством Удмуртии готовят документ, которым обяжут все управляющие компании, работающие в Удмуртии, сдавать в КРЦ информацию о жилищно-коммунальных платежах. «Вас обяжут предоставлять информацию, как вы получаете деньги и как расплачиваетесь. Желание некоторых управляющих компаний скрыть информацию обойдется им боком. Мы будем использовать весь административный ресурс, чтобы понудить все управляющие компании давать информацию!» - пригрозила собравшимся г-жа Дюжева.


Судя по всему, выступление Нины Дюжевой не особенно вдохновило собравшихся на заключение договоров с КРЦ. «Мы вам и так дадим информацию по неплатежам, она у нас уже есть!» - резонно заметил кто-то из руководителей, чем вызвал раздраженную реакцию докладчицы. «Я здесь перед вами не на базаре стою, я представляю автономную некоммерческую организацию! Я не прошу вас, ребята, кто там, я такая бедная и несчастная, принесите мне исполнительные листы! Я бесплатно буду бегать и выбивать вам бюджетные финансы, чего вы смеетесь?! Вам предлагают конкретный вариант, вам предлагают конфетку, в этом заинтересованы коммунальщики, большая энергетика, им неинтересно брать кредиты!» - недовольно заявила г-жа Дюжева.


«Смотрите, образовался долг, убираем текущие платежи, остальное вам закрывают УКС, но его (образовавшийся долг. – Ред.) надо востребовать! Почему ТГК берет? - потому что им это интересно, и они готовы понудить РЭК это невозмещение ввести в тариф! Вот они и берут на себя задачу ввести в тариф то, что не сможет взыскать КРЦ и компенсировать бюджет! Но для этого нужны документы. У нас за все платят добросовестные граждане, и мы, как граждане, будем платить!» - раскрыла собравшимся г-жа Дюжева планируемый сегодня энергетиками и руководством республики план увеличения тарифа на тепло для добросовестных плательщиков.


«Внедрение прозрачности в сфере жилищно-коммунальных платежей, в принципе, правильный путь, - прокомментировал «Д» эту информацию депутат Городской думы г. Ижевска Андрей Коновал. - Однако то, как это проводится в связи с «внедрением» «КРЦ-Удмуртия», наводит на мысль, что делается это не столько в общественных интересах, сколько в интересах дальнейшего повышения тарифов и лоббирования интересов ресурсоснабжающих организаций, в данном случае структур КЭС-холдинга. В настоящее время у нас в Удмуртии платежи за ресурсы (тепло, электричество, воду, газ) достигают в структуре квартплаты уже более 80%, в то время как в советское время они равнялись порядка 20%, а в мире сегодня обычно не превышают 30-40%».