По словам Серебренникова, поджог был совершен в третьем часу ночи, он не спал, потому что работал за компьютером. Расстреляв окно лоджии из пневматического оружия (были обнаружены следы от 11 выстрелов), злоумышленники забросили в лоджию зажженный моток старой материи. От этого там начался пожар, вызвавший сильное задымление в квартире. Пожарные прибыли на место происшествия оперативно и быстро затушили очаг возгорания.


После отъезда пожарных «антифашист» вышел во двор, чтобы осмотреть место, откуда могли действовать поджигатели, и заметил метрах в тридцати-сорока от дома несколько подозрительных лиц.


Стены под лоджией были расписаны баллончиком с краской надписями оскорбительного содержания, а весь подъезд зарисован свастиками и угрозами: «Олег ты трупп» и «Олег скоро ты умрёшь».


На другой день Олег Серебренников вызвал милицию для осмотра места происшествия. Сотрудник Октябрьского РОВД г. Ижевска капитан милиции Соколов прибыл на место часа через два после вызова. Бегло осмотрев место пожара и взяв короткое объяснение, капитан Соколов вызвал группу дознавателей и экспертов из РОВД. Эксперты и дознаватели пришли около 17 часов и более двух часов проводили осмотр места происшествия, фотографировали надписи на стенах, опрашивали «антифашиста» по существу происшедшего.


По мнению Олега Серебренникова, попытка поджога и угрозы на стенах, скорее всего, являются спланированной акцией устрашения. В феврале 2004 года он уже подвергался нападению со стороны группы «неонацистов» в центре Ижевска, за что были осуждены четверо участников националистического движения. Активист напоминает, что за последние несколько лет в Ижевске совершено несколько преступлений с участием тех, кто причисляет себя к сторонникам различных радикальных националистических групп. Самое громкое - весной 2007 года, когда в Ижевске, буквально в сотне метров от дворца президента Удмуртии, был зверски убит студент Станислав Корепанов. По словам Серебренникова, в сентябре 2008 года от рук вооруженных ножами «неонацистов» пострадали трое «антифашистов», один из них, Сергей Капшунов, получил множественные тяжелые ранения и чудом остался жив. В октябре 2008 года два пьяных «неонациста» ранили ножами 14-летнего школьника - уроженца Азербайджана Надирли Шахин-оглы. В ноябре 2008 года два «неонациста» нанесли тяжелые ранения «антифашисту» Дмитрию Стукановскому. В феврале 2010-го вооружённому нападению во дворе своего дома подвергся участник движения «антифа» Марк Колбин, тот самый, в отношении которого на днях был вынесен приговор по делу, которое, по мнению «антифашистов», было «для галочки» сфабриковано сотрудниками Центра по противодействию экстремизму.


Как считают активисты движения «антифа», активизация националистических групп в Ижевске может быть связана с тем, что в последние два года МВД по УР резко усилило прессинг на активистов молодежных движений левой направленности. С весны 2008 года органами МВД Удмуртии против участников антифашистского движения в Ижевске было возбужденно около десяти уголовных дел. По большинству уголовных дел в качестве заявителей выступали сторонники националистических взглядов, также имевшие ранее проблемы с законом. По этой причине Олег Серебренников, чью квартиру на днях пытались поджечь и расписали стены подъезда угрозами, не надеется на поддержку милиции. По его мнению, сам инцидент стал возможен только потому, что «неонацисты» могли решить, что их действия вполне согласуются с действиями правоохранительных органов.






Ответ автоматом     
МВД Удмуртии отреагировало на нашу публикацию «Зачет автоматом»

Дожили мы до того, что наша жизнь не соответствует действительности. И не поймешь, лучше было бы или хуже, если бы она соответствовала…


В 34-м номере «Новой газеты» (от 2 апреля 2010 г). был опубликован материал «Зачет автоматом», где шла речь о том, как трое работников милиции, вооруженные автоматами, без внятных объяснений прервали заседание киноклуба в Удмуртском университете. Силовики потребовали у студентов предъявить документы, заставляли их писать объяснения о цели посещения киноклуба и полчаса удерживали в аудитории даже тех, у кого документы были при себе. Свидетелями инцидента оказались адвокат Рустем Валиуллин, депутат Городской думы Андрей Коновал и корреспондент местной газеты Надежда Гладыш.


В дни пребывания корреспондента «Новой газеты» в Ижевске пресс-служба МВД Удмуртии наотрез отказалась от обсуждения случившегося. Через месяц, однако, редакция все же получила возможность ознакомиться с оценкой удмуртского МВД. «Довожу до Вашего сведения, что по факту публикации статьи «Зачет автоматом» министром внутренних дел по Удмуртской Республике генерал-майором милиции В.В. Сосновским 5 апреля 2010 года назначена служебная проверка. Согласно заключению служебной проверки, факт неправомерных действий со стороны сотрудников УВД по г. Ижевску, изложенный в статье «Зачет автоматом», опубликованной в газете «Новая газета», № 34 от 2 апреля 2010 года, не подтвердился.


В ходе проверки установлено, что 19 марта 2010 года в 19 часов 20 минут в дежурную часть УВД по г. Ижевску позвонил неустановленный мужчина и сообщил о том, что в одной из аудиторий 4-го корпуса Удмуртского Государственного университета «собрались подозрительные люди, которые что-то замышляют». Проведение проверки по данному сообщению было поручено сотрудникам УВД по г. Ижевску Кулябину А.А., Шатунову М.Е., Искандерову Р.Н. Сотрудники милиции прибыли в аудиторию №239 4-го корпуса УдГУ, где шел просмотр документального фильма. Представившись, сотрудники милиции попросили присутствующих предъявить документы. Никого из присутствующих сотрудники милиции в дежурную часть УВД по г. Ижевску не доставляли, физическую силу в отношении собравшихся не применяли».


Сами знаем, что «никого не доставляли». Но, несмотря на то, что мероприятие у студентов было тихое и безобидное, угрожали доставить.


- Когда я приехал и начал разбираться с милиционерами, - рассказывает депутат Андрей Коновал, - мне было четко сказано, что те, у кого удостоверений личности не окажется, будут доставлены в дежурную часть РОВД. В ижевские СМИ ранее просачивалась информация о методах работы правоохранительных органов с политически активной молодежью, сообщалось даже о пытках и унизительных физических действиях. Поэтому допустить, чтобы кого-то просто так забрали в милицию, было бы неправильно.


Благодаря вмешательству депутата студентам удалось буквально вырваться из аудитории. Однако в дальнейшем, разбираясь в инциденте, МВД почему-то не заметило участия в нем Андрея Коновала.


- Странно, что при проведении служебной проверки не были опрошены свидетели, - говорит депутат. - Например, я и журналист Надежда Гладыш. То есть это не служебная проверка, а ее имитация.


Ограничение свободы граждан вооруженными людьми под надуманным предлогом явилось поводом для обращения в прокуратуру одного из гостей киноклуба. Заявление привлечь к ответственности трех милиционеров написано при содействии Прикамского правозащитного центра. Результат рассмотрения этого заявления следователями прокуратуры пресс-служба МВД в том же ответе довела до сведения редакции:


«Постановлением СО по Индустриальному району г. Ижевска СУ СК при Прокуратуре РФ по Удмуртской Республике от 5 апреля 2010 года по данному сообщению в отношении Кулябина А.А., Шатунова М.Е., Искандерова Р.Н. в возбуждении уголовного дела отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления). Таким образом, доводы правозащитников Удмуртской региональной общественной организации «Прикамский правозащитный центр» <…> не соответствуют действительности».

Милиция удовлетворена, правозащитники в недоумении.


- В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела нет ни слова о том, ограничивали ли сотрудники милиции свободу собравшихся лиц, - отмечает юрист Прикамского правозащитного центра Владимир Сафонов. - На каком основании их удерживали и почему не отпустили тех, кто предъявил документы? Также следователь пишет, что у сотрудников не было автоматического оружия, хотя все собравшиеся это видели.


Это видели и все читатели «Новой» на фотографии, где автоматчик украсил собой интерьер университета.


- Не был опрошен ни один из потерпевших и свидетелей, а ведь в аудитории находилось порядка тридцати человек, - переходит к главному Сафонов и сообщает редакции, что правозащитники непременно опротестуют это постановление.


После того переполоха студенческий киноклуб полтора месяца не собирался, а потом на всякий случай переименовался в кинолекторий. При этом руководство университета молчит и не считает нужным публично выразить свое отношение к случившемуся. Возможно, выскажется, когда стражи порядка въедут в университетский коридор на тачанке с пулеметом.

«Новая газета», 24.05.2010