Однако последняя статья краеведа послужила причиной и резко отрицательного отзыва - в редакцию поступило письмо Елены Калашниковой, президента Фонда имени М.Т. Калашникова, и Михаила Драгунова, заслуженного деятеля науки УР. В соответствии с предусмотренным законом РФ «О СМИ» правом на ответ, мы публикуем письмо дочери и сына известных конструкторов ижевского оружия. Авторы письма приводят аргументы, указывающие на наличие в статье «Цивилизация самоделкиных» ряда неточностей и фактических ошибок. В то же время редакция «Д» не может согласиться с утверждениями авторов, что «подобные статьи унижают наше Отечество», что «Кобзев пытается унизить людей, чей труд создавал славу ижевского оружия». Настоящий патриотизм и преданность своему городу не равны казенной лакировке действительности и официальному имиджу.


Авторы письма вступают с И. Кобзевым в полемику не только по поводу фактов, но и, по сути, оспаривают право исследователя делать выводы культурологического и социологического характера. Как оскорбление всех ижевских оружейников, например, была воспринята фраза Кобзева: «Негуманитарному, нерефлексирующему Ижевску, как чёткому механизму, удобнее были скорее послушные специалисты, чем сомневающиеся интеллигенты». При этом авторы письма, претендуя на выражение позиции работников оборонных предприятий, в своих рассуждениях парадоксальным образом скорее подтверждают высказанную краеведом гипотезу. Цитируя определение из советского словаря, они настаивают на том, что интеллигенция – это синоним понятия «послушных» и «удобных» специалистов, которые в сфере производства действуют «по иерархическому принципу: выработка решений «наверху» и чёткое их исполнение по всей цепочке». Забывая при этом, что кроме понимания интеллигенции как социально-профессиональной группы в русской культуре существует иное значение этого слова, связанное с морально-ценностными характеристиками. И одним из «родовых» признаков русской интеллигенции (в отличие от «интеллектуалов» и «специалистов») изначально считались такие качества, как сомнение или даже, например, гипертрофированное чувство вины – причем вины не столько за собственные действия и поступки, сколько за несправедливость порядка и хода вещей и общее несовершенство мира. Иначе говоря, речь идет о моральной ответственности, выходящей за рамки четких и понятных служебных отношений.


«Так, где же наш патриотизм? Где та грань, за которой наше «саморазоблачение» равносильно предательству? И кому нужны подобные публикации?» - спрашивают «по поручению ижевских оружейников» Е. Калашникова и М. Драгунов. Странно, что вопрос о патриотизме у авторов возникает по поводу спорной публикации в газете, но, например, не по поводу того, что творилось долгие годы с оружейным производством «Ижмаша».


Почему в публичном пространстве мы не слышим подобных вопросов от наших именитых и заслуженных конструкторов-оружейников, в то время когда простые работники и ветераны «Ижмаша» принимают активное участие в акциях протеста, надеясь привлечь внимание руководства страны к деградации наших оборонных производств, невыплатам зарплат, к фактам, указывающим на целенаправленное уничтожение предприятий в интересах узкого круга лиц? За что заслужили в 2007 году обвинение в «инициативном шпионаже» в кем-то составленном очередном «коллективном письме», подписанном, кстати, и «заслуженными» и «именитыми». Неужели весь патриотизм исчезает, столкнувшись с тем самым «иерархическим принципом»?