«Хозяйствами, где острый недостаток кормов, заготовлено сена – 4.106 тонн, сенажа – 18.300 тонн, силосной массы – 11.470 тонн».

Источник: Справки Минсельхоза в связи с засухой



На сегодня 22 из двадцати пяти сельских районов Удмуртии объявлены зоной ЧС (чрезвычайной ситуации) – в хозяйствах в результате жары погибли огромные площади посевов. Но даже не это самое страшное. Уже с середины июля практически не стало травы на пастбищах. Значит, ни впрок не заготовили кормов для скота, ни сейчас кормить уже нечем. Бескормица – страшное слово. Чего ожидать в стране, где царит социальное неравенство, где население де-факто служит «внутренней колонией» для горстки нуворишей?


ЧеЭс


В основе признания территории пострадавшей от засухи лежит акт обследования, выполненный комиссией, в составе которой должны присутствовать и представители гидрометслужбы. Агрометеорологи – специалисты, наблюдающие за влиянием метеорологических факторов на рост и развитие сельскохозяйственных культур. Техники-агрометеорологи есть в штате семи метеостанций, расположенных на территории республики (всего таких станций восемь). Как мне рассказал начальник отдела Удмуртского гидрометцентра Сергей Ниязов, такие работы метеорологи выполняют по заказу хозяйств, либо местных администраций, либо структур МЧС.


В этом документе специалист описывает увиденное, то есть выполняет визуальную диагностику той конкретной территории, которую наблюдает. Описывает внешний вид растительности. Сергей Васильевич привел пример из акта, лежащего на его рабочем столе: фаза развития растений различная, чего не должно быть при нормальном росте; высота стебля пшеницы 10-15 см (это очень мало); вид растений увядший, нижние листья желтые; сорняки засохли на корню; почва растрескавшаяся; глубина трещин до 25 см при ширине 2-3 см.


Есть акты по форме Министерства сельского хозяйства. В них осмотр привязан к конкретному колхозу, СПК. Специалист описывает, посевы какой культуры на какой площади погибли, выводит процент гибели. На мой вопрос, какой показатель является определяющим при выводе о наступлении засухи, Сергей Ниязов пояснил, что существует определенная методика, согласно которой каждые десять дней отбираются пробы грунта с полей и в лабораторных условиях делаются замеры на содержание продуктивной влаги в почве. Если в течение 30 дней при отсутствии осадков эти запасы фиксируются на уровне менее 10 миллиметров, то специалисты делают вывод о наступлении почвенной засухи.


Обобщение данных идет снизу вверх – от хозяйств к району, далее данные сходятся в Минсельхоз, и там принимается решение, выносить ли данный район на КЧС (комиссию по чрезвычайной ситуации). Метеорологи, по словам Сергея Ниязова, не участвуют в принятии решений о сроках и объемах помощи пострадавшим хозяйствам.


В Министерстве сельского хозяйства УР мне охотно предоставили свежую справку с названием «Основные мероприятия по снижению масштабов ущерба от чрезвычайной ситуации». Как любой бюрократический документ (это не ругательство, а объективно), справка содержит достаточно размытую, но тем не менее полезную информацию. Так, здесь приведен суммарный объём ущерба от засухи – 1,9 млрд рублей. Говорится о том, что правительство Удмуртии в письме просит у правительства России финансовой помощи из резервного фонда и беспроцентный бюджетный кредит. Минсельхоз докладывает, что провел инвентаризацию грубых, сочных и концентрированных кормов. Констатируется, что погибло 86 тыс. гектаров посевов многолетних трав (это примерно ¼ часть от общей площади посевов многолетних трав). Велено солому прессовать и заскирдовывать, «ни в коем случае не запахивать!» Южным районам позволят заготавливать корма на территории северных районов.


Финал: «В целях обеспечения сохранности поголовья крупного рогатого скота и уровня производства из бюджета выделено 200 млн рублей товаропроизводителям, пострадавшим от засухи, также в Минсельхоз России представлен пакет обосновывающих материалов для проведения экспертной оценки ущерба от засухи».


«До особого распоряжения»


Чрезвычайная ситуация вводилась в Удмуртии двумя распоряжениями правительства: № 580-р от 5 июля 2010 г. – девять территорий (Алнашский, Граховский, Камбарский, Каракулинский, Кизнерский, Киясовский, Малопургинский, Можгинский и Сарапульский районы) и № 622-р от 21 июля – еще 13 территорий. Вне «зоны бедствия» остались три сельских муниципальных образования – Кезский, Дебёсский и Якшур-Бодьинский районы.


Между этими двумя документами прошло всего две с небольшим недели. Такое впечатление, что власти не имели исчерпывающей информации на момент принятия первого распоряжения. Не следствие ли это той «потемкинской» политики, что выстроил в Удмуртии её президент? Достаточно ли оперативна и достоверна связь между «низами» и «верхами». Оба распоряжения вводят ЧС «на период до особого распоряжения».


А вот распоряжение № 623-р от 21 июля, касающееся порядка выделения бюджетных средств в помощь пострадавшим, на официальном сайте Президента и Правительства УР обнаружить не удалось. Документ там просто не выложили. Почему, как вы думаете?


На земле


На прошлой неделе я побывала в СПК «Новый мир», где бессменным председателем работает Анатолий Николаевич Ешкеев. Центральная усадьба колхоза расположена в селе Кечёво в 15 километрах от райцентра – Малой Пурги. Хозяйство у Ешкеева крупное, крепкое. Ведет он его по-крестьянски рачительно. Вот что он мне рассказал в отношении видов на урожай.


Из озимых посевов рожь нынче убирали на две недели раньше обычных сроков – зерно поспело, но оно – «щуплое», не налитое, потому что в конце июня-начале июля, когда оно должно было набрать силу, не было ни капли дождя. Поэтому урожайность озимой ржи в «Новом мире» составила, к огорчению Ешкеева, всего 16-17 ц/га. В прошлом году эта цифра была 22 ц/га. Озимая пшеница погибла полностью. Я побывала на этом поле – редкие кустики злаков среди твердой, растрескавшейся почвы. Председатель хочет запустить сюда коров, чтобы те подобрали то, что уборке уже не подлежит. Яровые тоже сильно выгорели. Я привезла в редакцию пучок колосьев ячменя – зерно в колосе мелкое, колос неполный. Солома сухая, ломкая. Сам стебель на две трети длины короче нормы.


Показал мне Анатолий Николаевич летний лагерь для дойных коров (один из четырех в его хозяйстве). Коровы толпятся у поилок. Воду подает электронасос из маленького бочажка, расположенного в логу под лагерем. Это всё, что осталось от хорошей речки – приток глазом вообще не виден, хотя, видимо, всё же он есть, иначе эта лужица не набралась бы. А вот после бочаги уже ничего нет – русло речки угадывается по высокой поросли темно-зеленой растительности.


На пастбищах коровам уже сейчас есть нечего. Зерновые (какие удалось взять) закладывали в силос. Второго укоса многолетних трав не получилось. Даже солому трудно подобрать, потому что она трухой ссыпается в стерню, а оттуда её подборщик не может подцепить. Первый результат засухи уже почувствовали переработчики – идет ежесуточное снижение сдачи молока. По словам Ешкеева, его хозяйству будет трудно, «но как-нибудь перезимуем»: есть запас прошлогодней соломы. А вот тем, у кого ни сочных кормов, ни запасов, у кого урожайность 5-6 и ниже (как полагает Ешкеев) ц/га?


По словам другого моего собеседника, бывшего председателя колхоза из Кизнерского района, ему известно, что в том СПК нынче берут по четыре (!) центнера с гектара. Конечно, зерно в Удмуртии не идет на стол горожан, это фураж. Но ведь отсюда начинается (и обрывается) цепочка – если коров и свиней нечем будет кормить (а их уже сейчас нечем кормить), значит, начнется либо массовый падеж, либо массовый забой, который приказом из резиденции Волкова не отменить. Себя-то «элита» обеспечит, а вот до населения что дойдет?


Про зерновую интервенцию в связи с ЧС в хозяйствах пока ничего не знают. Ни объёмов, ни сроков, ни условий помощи государства пока не объявляли. Могу от себя предположить, что любой «транш» госпомощи у нас тут же превращается в повод для «распила» и «отката». А засуха может стать поводом для наживы, ничуть не хуже и не лучше, чем война. Что им помешает это сделать? Стыд или совесть? Что дойдет до земледельца? Расскажут ли об этом нам?


Огороды


Нельзя сказать, что нынешняя засуха стала катастрофической для садовых участков ижевчан. Она создала проблемы, но полив продолжается. Как рассказали мне знакомые садоводы, ситуация на каждом массиве – своя. Это зависит от того, какого рода источник воды питает массив. В основном это артезианские скважины, но там, где насосы берут воду из аккумулирующих прудов, там практически график подачи воды не менялся.


По словам моих собеседников, в СНТ «Дружба» (15 км по Сарапульскому тракту) из-за дефицита воды подача её для полива была ограничена только двумя вечерними часами, утренние два часа отменили. Но если на участке есть достаточная по кубатуре ёмкость (бак, бочки), то утром можно поливать из запаса. В СНТ «Мрия» (15 км, за окружной дорогой) дефицит возникает из-за того, что краны у садоводов постоянно открыты (чтобы набирать воду), поэтому вода из скважины просто не успевает набираться в аккумулирующие цистерны. Но всегда можно подвезти от общей «точки», скажем, для бани или для полива в нужном объеме. На соседнем с «Мрией» «Теплоэнергетике» есть свой пруд, там ограничений не было. В «Пушкинском городке» проблемы с подачей возникают только в выходные – в субботу воды практически нет, в воскресенье с большими перерывами. Приходится ездить в будни, иначе растения засохнут.


Тем не менее растительность на садовых участках всё же испытала «стресс» из-за сильной жары и недостатка влаги. Так, по словам моих собеседников, обильное плодоношение яблонь явно не по силам деревьям – плоды мелкие, они, не достигнув спелости, начинают вянуть. Ягоды облепихи тоже мелкие и подсыхающие. (В скобках замечу, что лесная малина тоже оказалась мелкой, сухой и редкой. Грибов в окрестных лесах нынче нет практически совсем). Яблони из-за сильных морозов минувшей зимой требовалось «отливать», но этой добавочной влаги они не получили, из-за чего многие плодовые деревья могут просто погибнуть. Листья в кроне таких «влагодефицитных» деревьев уже сейчас скрутились от жары. Общая характеристика – пожелтевшие газоны, на траву воду предпочитают не тратить, чтобы дать её «полезным» растениям.


Судя по ассортименту огородной продукции, представленной на районных рынках, мало свежей зелени, в частности, салатов, а листья того, что есть, грубоватые. А главное – сильный недород картофеля. На участке СНТ «Дружба», который владелец целиком засаживает этой культурой (для простоты обработки культиватором) – «одни хвостики». Там, где картошку удалось хотя бы пару раз полить, ботва зеленая, но клубни при выкапывании мелкие, в половину куриного яйца. Если учесть, что львиную долю запасов картофеля на зиму в Ижевске делает частник, то можно смело прогнозировать зимний дефицит по этому, основному виду продовольствия для массовых слоев населения. Завозной будет для них дорог, а в своих закромах её вряд ли хватит до нового года.


О причинах


Если в комнате жарко, мы знаем почему: либо топят не по погоде (как было у нас на Буммаше всю прошлую зиму), либо, как сейчас, жара стоит на улице. Что же случилось с планетой? Точнее, её северным полушарием. На сайте Википедии есть карта европейской части России, где цветами от красного до густо-бордового, почти черного обозначены регионы с экстремальными температурами (http://ru.wikipedia.org/wiki/). Еще в четверг, 29 июля, там не было шкалы «41» (градус Цельсия), а 30 числа она уже есть – это Тамбовская и Липецкая области. Всего в зоне бедствия расположено около двадцати субъектов РФ, от Смоленска до Самары. Мы (Удмуртия) – на её северо-восточной окраине, наш цвет густо-розовый, шкала «35». Интернет пестрит сведениями о том, когда было подобное – 1938, 1972 годы. Но почему? Ведь погода – это определенные физические процессы, происходящие на планете с водой, воздухом, атмосферным давлением и электромагнитными полями. Нет ответа, но есть версии. Кто-то считает, что происходят вторжения раскаленных воздушных масс («фронтов») из сопредельных с Россией мест, где есть пустыни – поставщики избытков тепла. Кто-то кивает на глобальное потепление и парниковый эффект. Им отвечает Роман Вильфанд, директор Росгидромета: «Никакого отношения к изменению климата это (экстремальная жара. – Н.Г.) не имеет». Веско сказано, но аргументов не приведено, и нет ссылки на то, к чему оно отношение имеет. Знает или не знает Вильфанд истинную причину климатического «сбоя», нам неизвестно. В Рунете нашлась и экстравагантная версия (как без неё!) – это, мол, происки подлых «пиндосов», которые испытывают на нас исподтишка климатическое оружие. Такого-то числа выведен на орбиту секретный американский спутник, а тут и жара началась. Во всяком случае, необычным является то, что огромный район в Центральной части России «накрыт» совершенно неподвижным антициклоном высокого давления. И динамики никакой не видно. Как пошутил тот же Вильфанд – в декабре-январе точно похолодает.


«Мальчик» и «девочка»


Мне показалась любопытной версия, связанная с феноменом Эль-Ниньо («мальчик», «малыш») и Ля-Нинья («девочка»). Это глобальное явление возникновения громадных теплых течений в бассейне Тихого океана между Индонезией и западным побережьем Южной Америки на площади около 100 миллионов квадратных километров (это примерно как весь материк Северной Америки) – так называемый теплый тропический бассейн (ТТБ).


«Мальчик» движется с запада на восток (из Азии к Америке), «девочка» после «мальчика» - наоборот. Эль-Ниньо, как замечено, всегда сопровождается катастрофами природного характера: засуха, пожары, ливни и наводнения. Подсчитано, что Эль-Ниньо высвобождает путем испарения сильно нагретой воды энергию в 450 млн мегаватт, что равно по мощности продуктивности 300 тысяч крупных АЭС. Метеорологи вывели закономерности его появлений – каждые 3 – 7 лет, причем в последнее время он приходит чаще, разрушительные свойства его больше, и длится он дольше (в норме – 18 месяцев). Последний по времени Эль-Ниньо начался весной прошлого года. Об этом сообщило Национальное управление океанических и атмосферных исследований США 10 июля 2009 года.


Но что бы ни было истинной причиной засухи в России, её последствия, я считаю, могут обернуться не природной, а социальной катастрофой. Потому что в народе говорят – «друзья познаются в беде». Рядовым россиянам не на кого рассчитывать в перспективе – власть расписалась в том, что видит в гражданах ненужный балласт.





Поголовье коров
2009 г. – 111.780
2010 г. – 108.945


Валовой ежесуточный надой
2009 – 14.589
2010 – 14.592

Источник: Сводка о надоях на 02.08.2010 года



Для содержания одной коровы требуется в год: сена - 25-30 ц, силоса - 55 ц, корнеплодов + картофеля - до 20 ц, концентратов (комбикормов) - 15 ц, зеленой травы (в том числе пастбищной) - 75-80 ц, поваренной соли - 18-20 кг, минеральных кормов - 18-20 кг; для выращивания одного бычка до 12 месяцев: молока цельного - 1,6-2 ц, молока снятого - 2 ц, концентратов - 9 ц, силоса - 25 ц, сена - 10 ц, зеленой травы - 30 ц.
Источник: «Урожайная газета»