Скандал, разразившийся тогда из-за распри между ЗАО «Экспресс» (Зоя Чернышева) и её подрядчиком - эфемерной фирмой из Татарстана «Химстрой», вылился в публичную сферу: на Совете безопасности при президенте Удмуртии Александр Волков громил чиновников и застройщиков и обещал, что никто в обиде не останется.


И тогда Елена и её муж с одним маленьким ребенком (сейчас родился еще один сын) заключили «правильный» договор с фирмой «Кантек», представители которой всё показывали и объясняли своим дольщикам. Как утверждает Елена Жернакова, на момент заключения договоров у «Кантека» в полном порядке был весь пакет разрешительной и проектной документации. Договоры долевого участия были «правильно» зарегистрированы в Регпалате.


Семья Жернаковых полностью оплатила 1-комнатную квартиру в новостройке по улице Дзержинского возле культпросветучилища – «Кантек» обещал через год с небольшим вселить дольщиков в 10-этажный 3-секционный 216-квартирный дом из каких-то уникальных «газобетонных» блоков, изготовляемых якобы на единственном в стране челнинском заводе ЖБИ. Этим проектом «Кантек» только начинал участие в жилищном строительстве и демонстрировал «открытость» и законопослушность.


Елена с мужем с волнением стали следить за строительством – ведь год, в сущности, небольшой срок.


Первая заминка возникла в декабре 2007 года. Исполнительный (на тот момент) директор фирмы Сергей Архипов, по словам Елены, контактов избегал, при встречах хамил. Задержку объясняли тем, что пришлось коммуникации вести в обход.


В середине 2008 года строили бойко и довели здание до третьего этажа.


В конце 2008-го стройка снова заглохла, и объяснять это уже стали «международными» причинами – виноваты США, из-за которых в России «бушует» экономический кризис. Обанкротился поставщик стеновых плит. Обещали найти другого поставщика.


Волынили уже гораздо дольше. А в 2009-м стройка уже «еле дышала» - строили месяца полтора. И откровенно «динамили» дольщиков – посылали куда подальше.


Резонный вопрос: если между застройщиком и дольщиками есть «правильный» договор, то не следует ли обратиться в суд, чтобы тот обязал недобросовестного партнера вернуть вложенные в строительство немалые деньги? И вот тут всплывают неучтённые «тонкости».


По словам Елены Жернаковой, как им стало известно гораздо позже, в конце 2008 года несколько наиболее «назойливых» дольщиков сумели-таки изъять из «Кантека» свои вложения. Их было не больше пяти человек. И тогда фирма потихоньку этот «канал» утечки решила разом ликвидировать – за первую половину 2009 года со счетов компании были выведены все активы. «Кантек» начал процедуру банкротства. Мол, что с нас взять, с банкротов?! В самом деле, когда несколько человек понесли иски в суды (их им, разумеется, удовлетворили), то исполнительные листы остались «пустыми» - с застройщика взять оказалось нечего. На «Кантеке» введена стадия внешнего наблюдения. За короткий срок уже сменилось несколько конкурсных управляющих.


Что дольщики имеют на данный момент? У объекта готовность 40-45%. Коробка возведена для двух секций на уровень пятого, для одной – третьего этажа.


Если верить информации, полученной от конкурсных управляющих, то, говорит Елена, «Кантек» истратил за два с половиной года 43 млн рублей, собранных с дольщиков, – 25 миллионов на перекладку коммуникаций в обход и ещё 18 на коробку. По собственным же прикидкам дольщиков, собрано с них было порядка 200 млн рублей. Сейчас число пострадавших от «Кантека» составляет 142 человека. Причем последние полтора-два года застройщик активно распродаёт оставшиеся квартиры, мотивируя это тем, что таким образом можно изыскать средства на достройку. Но «новенькие» оказываются одураченными изначально и не хотят доплачивать за «мыльный пузырь».


Конечно, обманутые дольщики не сидели сложа руки. По доброй российской традиции, они писали жалобы и заявления во все возможные властные и правоохранительные инстанции. В ОБЭПе Индустриального района даже заведено два уголовных дела по статье «мошенничество» в отношении «неустановленных лиц». Эти «неизвестные» якобы и опустошили инвестиции дольщиков. Интересная фабула – руководитель «Кантека» Вадим Кощеев, как полагает Елена Жернакова, жив-здоров, никуда не девался. Правда, дольщики никогда его в глаза не видели и общались только с исполнительными директорами и конкурсными управляющими. Кстати, последние назвали сумму, которая, по их мнению, потребуется для доведения стройки до финала, – 150-170 млн рублей. Вот «уравнение» для следователей: было 200, истрачено 43, не осталось ничего, требуется 170…


Верят ли обманутые дольщики в причастность к их проблеме Соединённых Штатов Америки? Нет. В то же самое время другие компании в том же Ижевске успешно строили и сдавали в эксплуатацию жильё. Кризис им не мешал. «Кантек» укоряет также заместителя главы по строительству Администрации г. Ижевска Валерия Грахова, который «мог бы» распорядиться оплатить из бюджета понесенные застройщиком накладные расходы на перекладку сетей в сумме 25 млн рублей. Говорят, что Грахов даже обещал это сделать, но до дела так и не дошло. Да и сумма, в общем, не принципиальная. На них дома не достроить.


Как раз, когда возникла новая «горячая точка» в связи с уплотнительной застройкой (к югу от замороженного «кантековского» дома КОМОС начал возводить две 10-этажные одноподъездные «свечки»), поползли слухи, что Осколков купил кантековский «долгострой» и завершит его вместе со своими домами.


Так ведь нет! В протоколе совещания рабочей группы по обманутым дольщикам, проводившегося удмуртским премьером Юрием Питкевичем, четко сказано, что КОМОС не счел эту сделку целесообразной, то есть отказался покупать недострой «Кантека». Итог совещания – рекомендация «заняться инвентаризацией»…


Какие перспективы у дольщиков? В суд по вышеизложенным причинам остальные идти не хотят – их очередь в случае банкротства будет ПЯТОЙ – после налоговой, кредиторов и прочих. А продавать-то с молотка нечего. Уголовные дела на «неустановленных лиц» вряд ли когда-нибудь дойдут до суда. Ситуацию комментирует руководитель Ижевской ассоциации обманутых дольщиков Галина Индирякова:

- Когда 2 декабря 2007 года президент Волков на заседании Совета безопасности ругал недобросовестных застройщиков, тогда были обманутые дольщики только с одного объекта – с улицы Льва Толстого. Я дословно могу привести его высказывание: «гнать поганой метлой с рынка жилья таких застройщиков!». И поручил правительству решать все проблемы с «Химстроем», если надо, привлечь средства из регионального бюджета.


Сегодня таких незавершенных объектов – ШЕСТНАДЦАТЬ! Обманутых дольщиков стало больше в разы! Пресловутая фирма «Химстрой» уже ПОСЛЕ волковского «разгрома» с успехом обманывала народ на объектах по улицам Короткова и Баранова.


Рабочая комиссия с нашим участием при Питкевиче до июля этого года собиралась регулярно, правда, она ничего фактически не смогла сдвинуть с места. И вот уже два месяца комиссия не работает. По неофициальной информации, Волков распорядился «спустить ситуацию на тормозах». Получается, что власти, создав эту ситуацию, когда мошенники сумели обобрать дольщиков, сейчас самоустранились, тем самым создав «крышу» для строительных фирм, не выполнивших свои обязательства.


Что мы как ассоциация рекомендуем нашим «братьям по несчастью» с улицы Дзержинского. Мы им дадим хорошего адвоката. И надо действовать пошагово: заставить «Кантек» выполнить инвентаризацию, оформить паспорта - в БТИ и кадастровый - в целом на дом. Надо срочно оформлять в собственность дольщиков то, что фактически есть, иначе есть прямая и реальная угроза, что «долгострой» продадут с молотка, тогда у граждан вообще ничего не останется - ни денег, ни квартир.


Основная проблема состоит в том, что мошенники не понесли никакой ответственности, никого никак не наказали. И поэтому людей обманывают снова и снова. С той только разницей, что в 90 процентах случаев с граждан брали деньги незаконно, то есть с нарушением законодательства, при недостающей или отсутствующей документации, а теперь уже стали обманывать на законных основаниях, как в случае с улицей Дзержинского. Виноваты, я считаю, те чиновники, которые обязаны были контролировать ситуацию, а они фирму фактически «прикрывали», ведь не мог же «Кантек» вывести активы без ведома контролирующих государственных органов, это просто немыслимо.


За годы нашей борьбы по этой проблеме в стране вышло два новых закона – закон об участии в долевом строительстве (март 2005 года) и закон о защите прав обманутых дольщиков (июль 2010 года). В первом нет ни слова о защите прав уже пострадавших инвесторов. Второй, возможно, и защитит (путем банковского страхования вкладов) будущих дольщиков, но как быть тем, кто уже обманут, тоже ничего не говорит.


В целом по стране сегодня не менее трехсот тысяч человек составляют категорию обманутых дольщиков. Это государственная проблема, от решения которой, создав её, государство устранилось.