Костяк коллектива ОАО «Медавтотранс» (в прошлом – ГУП «Автобаза Минздрава УР») составляют настоящие ветераны службы, которые еще помнят предыдущую большую забастовку. Тогда, в середине 90-х, многомесячная задолженность по заработной плате перед водителями «скорой помощи» Ижевска была погашена в достаточно короткий срок. С тех пор многое изменилось: Удмуртия уверенно встала на «путь созидания», автобаза Минздрава из унитарного госпредприятия превратилась в ОАО, а возглавил его Максим Агашин – младший брат действующего министра транспорта и дорожного хозяйства УР Дениса Агашина. И лишь водителям «скорой помощи» по-прежнему приходится с боем добиваться не только адекватной оплаты труда, но и элементарного уважения.


Работники предприятия утверждают, что на протяжении последних шести лет их зарплата, по сути, непрерывно уменьшалась.


Во-первых, на автобазе давно уже забыли, что такое индексация – за эти годы инфляция должна была сожрать лихие тысячи.


Во-вторых – еще в докризисные годы начальство автобазы приобрело неприятную привычку экономить в первую очередь на персонале. По словам водителей «Медавтотранса», из-за одного только приказа руководства об изменении системы оплаты сверхурочных, вышедшего в 2007 году, каждый работник теряет до 2600 рублей из зарплаты ежемесячно. А платят им и так отнюдь не миллионы. Базовый тариф для водителей ОАО «Медавтотранс» установлен на уровне 28 руб. 20 коп. в час. При работе на одну ставку (164 часа в месяц) выходит около 7 тыс. рублей, прожить на которые затруднительно. Поэтому водители набирают дополнительные смены и часы. Полторы ставки дают до 12 тысяч на руки, но это работа уже по 16 и 24 часа за смену вместо положенных по трудовому законодательству максимальных 12 часов. По идее к концу суточной смены водитель превращается в убийцу за рулем. Спасает, видимо, только опыт.


Кроме того, за переработку причитается надбавка, растущая вместе с количеством дополнительных часов. По словам водителей «скорой помощи», ничего этого тоже нет: подрабатывать приходится «по голому тарифу». Каждую неделю (а в последнее время – чуть ли не каждый день) представители трудового коллектива встречаются с гендиректором ОАО «Медавтотранс» Максимом Агашиным, но конструктивного диалога на предмет устранения накопившихся нарушений все как-то не выходит. Между собой водители «Медавтотранса» уже приняли решение: будет забастовка и суд.


Здесь требуется соблюдение ряда формальных процедур, среди которых конференция профсоюзной организации и создание согласительной комиссии работников и работодателя. Все эти мероприятия запланированы на конец октября – тогда же начнется и отсчет времени, отведенного законом для достижения компромисса. Еще через полтора месяца водители смогут начать забастовку. Выходит, под Новый год. Пока что единственное компромиссное предложение от гендиректора Агашина, которое могут припомнить сотрудники «Медавтотранса», заключается в увеличении на 10 процентов ежемесячной премии, и то только в случае выплаты неких 5 млн рублей из бюджета города Ижевска – вероятно, в счет погашения задолженности за предоставленные услуги. Водители «скорой помощи» это условие принимать отказываются. «Это обман, а не гарантия, - говорит один из них. – Премия целиком зависит от руководства, сегодня выплатит, завтра нет – нас устраивает только увеличение основного тарифа».


Водители требуют увеличить тариф почти вдвое – с 28,20 до 50 рублей за час. Только так они смогут сохранить зарплату, не подвергая опасности себя и окружающих из-за затяжных дежурств за баранкой. Ряд требований, в частности восстановление оплаты сверхурочных, представители трудового коллектива намерены отстаивать и в суде. Соответствующее исковое заявление, по их словам, уже подготовлено.


В последнее время, очевидно, убедившись в серьезности намерений своих подчиненных, гендиректор Максим Агашин несколько смягчил тон своих выступлений во время переговоров, рассказывают сотрудники автобазы. Теперь он просит воздержаться от резких движений, ссылаясь на непростые времена и возможность развала предприятия. Но еще совсем недавно, по словам водителей, г-н Агашин угрожал им, что в случае забастовки «сгонит за руль южан, солдат и таксистов», и из затеи забастовщиков ничего не получится. Ходят слухи и о готовящемся создании под его руководством «инициативной группы» противников забастовки – штрейкбрехеров, проще говоря.


Заявление о «солдатах и таксистах», если оно действительно имело место, вообще интересно звучит. Максим Агашин, руководящий предприятием стоимостью порядка 50 млн рублей, либо несколько преувеличил свои возможности, либо надеялся на какую-то помощь со стороны – брат министра как-никак и вот-вот станет депутатом Городской думы г. Ижевска по списку «Единой России». Однако в последнее время, судя по тому, что говорят среди работников, перспектива со штрейкбрехерами все же была снята с повестки дня.


Тем временем за неполных два года, прошедших с момента акционирования бывшего ГУП «АТБ Минздрава УР», сотрудники успели заметить немало странностей на предприятии. Площади автобазы на ул. Маяковского все чаще используются в коммерческих целях, не имеющих отношения к «скорой помощи». На официальном сайте «Медавтотранса» посетителям предлагается широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию автотранспорта («стоимость нормо-часа едина для всех видов работ по ремонту отечественного транспорта и составляет 350 рублей»), а также места на охраняемой стоянке и запчасти для машин российского производства. Нужно сказать, что теперешнее ОАО «Медавтотранс», конечно, уже не госучреждение, но все же принадлежит Удмуртской Республике целиком. Коммерция – ради бога. Не в ущерб бы здравоохранению столицы…


Из последних событий, связанных с коммерциализацией бывшего ГУПа, водители с особым возмущением описывают инцидент с автомойкой. В соответствии с условиями контрактов, которые МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Ижевска заключает с ОАО «Медавтотранс», машины «скорой помощи» должны быть не только оборудованы всем необходимым, но и содержаться в чистоте и надлежащем санитарном состоянии. Это предполагает частое мытье автомобиля – по словам водителей, стоимость помывки составляет 500 рублей за один раз на каждый УАЗик. Они же подсчитали, что автомойка базы (она там есть своя) должна принимать около 20 экипажей ежесуточно. Короче говоря, недавно водителей без объяснения причин едва не заставили мыть машины вручную, с ведрами и тряпками. Зато на проходной ОАО «Медавтотранс» появилось объявление об услугах автомойки с указанием контактного лица и телефона для корпоративных клиентов.


Попытка корреспондента «Д» навестить бывшую автобазу Минздрава УР закончилась плохо. Около 15 минут я беспрепятственно ходил по территории с фотоаппаратом – в ходе этой прогулки выяснилось, что автомобили «скорой помощи» на базе в явном меньшинстве. На стоянке преобладает легковой транспорт гражданского назначения, есть и грузовые «фуры». Вскоре я был замечен сотрудниками главного корпуса, и в дальнем углу автобазы меня нагнал мужчина, представившийся начальником административно-хозяйственной части. Созвонившись с «Максимом Владимировичем» (очевидно, Агашиным), завхоз получил от него какие-то инструкции, после чего потребовал удалить отснятый материал. Естественно, я отказался и вызвал наряд милиции, так как сотрудник «Медавтотранса» преградил мне путь к выходу с территории предприятия и распорядился закрыть ворота. Через некоторое время появилась женщина, представившаяся «юристом», - судя по тому, что в руках она держала распечатку закона о СМИ, руководство базы отнеслось к моему появлению с излишней, кажется даже, серьезностью.


Вместе с прибывшими сотрудниками милиции мы проехали в Ленинский ОВД, где выяснилось, что нарушителем закона является корреспондент «Д», а вовсе не должностные лица, воспрепятствовавшие законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ). Около двух часов я провел в помещении для задержанных, при этом у меня был изъят мобильный телефон, по которому я осуществлял связь с пославшей меня на задание редакцией. В это время юрист «Медавтотранса» сочиняла заявление о моём якобы «незаконном проникновении на территорию охраняемого объекта». Когда меня, наконец, оформили и отпустили, к завхозу и юристу уже успели присоединиться двое мрачного вида мужчин в черных пальто – как намекнули работники базы, имеющих отношение к некоей «службе безопасности». Однако вблизи отделения милиции повторно вступать со мной в контакт они, видимо, не решились.


Между прочим, ничего откровенно незаконного на территории базы мне заметить не удалось. Тем более неадекватным выглядит поведение руководства, которое не имело повода заподозрить меня в краже или порче имущества. Ну, ходил, фотографировал. Тоже мне секретный объект. Волей-неволей приходится сделать вывод, что таки не все хорошо на бывшей автобазе Минздрава.


Около двух недель остается до решающей конференции водительского профкома по вопросу о забастовке. «Д» будет следить за развитием событий.