Все эти «горячие» темы, как отметил сам же Дмитрий Медведев, в «большинстве случаев относятся к компетенции региональных властей». Из чего следует, что сотрудники кремлёвской администрации переадресуют их обратно в регионы, где они, надо полагать, как не решались, так и не решаются. Впрочем, какие-то, благодаря личному участию главы государства, возможно, решатся. Всего, по данным сайта kremlin.ru, президенту во время видеоконференции поступило семь обращений, содержавших две благодарности, три вопроса и две просьбы. По ним Дмитрий Медведев дал десять поручений министрам и губернаторам. Для сравнения: в декабре прошлого года в ходе своей видеоконференции премьер Путин ответил на 87 вопросов, хотя многие из них были в том же духе, что и вопрос правительственной пресс-службы о том, как назвать подаренного премьеру щенка.


Всё, что осталось вне зоны прямого контроля со стороны Президента РФ, должна решать «вертикаль власти» без участия первых лиц государства. Но, как многие могут подтвердить, не решает. Бессилию «вертикали» в том, что касается защиты интересов граждан, собственно говоря, и посвящена последняя запись в президентском блоге.


«Мы хотим сделать нашу политическую систему просто более справедливой. Более гибкой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию. Она должна пользоваться большим доверием наших избирателей», – декларирует Дмитрий Медведев свои намерения. И переходит, в общем-то, к жесткой критике той системы, которую десять лет выстраивал человек, выбравший его на роль своего преемника. «Не секрет, что с определённого периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации, – говорит Медведев. - А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счёте тоже деградирует, как любой живой организм, который остаётся без движения. Поэтому возникла необходимость поднять уровень политической конкуренции».


Однако этим рассуждение самого известного блоггера не ограничилось. Может быть, впервые в выступлении Медведева прозвучало ничем не прикрытое предложение партийным функционерам «Единой России» перестать быть «статистами» исполнительной власти и стать «партией власти» не на словах, а на деле. «Главная наша задача, задача любой демократии – повысить качество народного представительства. Сделать так, чтобы политическое большинство не было просто статическим. А точнее, чтобы оно не стало большинством, состоящим из статистов и исполнителей. Чтобы правящая партия имела и права, и обязанности, а не просто служила приложением к исполнительной власти. Чтобы она могла полновесно участвовать в формировании этой самой исполнительной власти».


Это пусть пока неформальное, но вполне реальное политическое предложение президента России может показаться заманчивым более амбициозной, но чем-то обделённой части партбюрократии из «Единой России». Интересно, что думает по этому поводу другой член «тандема» и главный политический ресурс «единороссов» - Владимир Путин.


Выступив с главной инициативой в сторону большинства, Дмитрий Медведев, конечно, нивелировал тему рассуждениями о политическом меньшинстве. «Есть те, кому не всё равно, что происходит, – вспомнил президент об активных гражданских группах. - И у этих представителей меньшинства есть возможность критиковать правящее большинство, доносить мнение и предложения меньшинства до бюрократии и до нашей общественности».


И подсластил итоги прошедших в октябре выборов, заявив, что «нареканий стало гораздо меньше, чем, скажем, полгода назад. И общественность, и оппозиционные партии оценили их сдержаннее, спокойнее». «Конечно, критика раздавалась, и это нормально, она должна быть. Но всё-таки критических высказываний было существенно меньше. Это обнадёживает, – высказался президент РФ и постарался снять страх перемен в окружении, слишком часто напирая на местоимение «я»: - Я исхожу из того, что политические реформы не должны приводить к хаосу и параличу демократических институтов. Я об этом неоднократно говорил: они должны укреплять демократию, а не разрушать её. Поэтому в своей статье «Россия, вперёд!», которую я в прошлом году написал, я определил метод и стиль этих реформ: реформы должны быть постепенными, но неуклонными». «Самое главное – мы не стоим на месте. Мы идём вперёд», – видимо, уже и сам себя успокоил Дмитрий Медведев. Что ж, самое время – до выборов президента России осталось чуть меньше полутора лет…



Статистика

«Наиболее часто употребляемыми словами в ходе общения президента с жителями страны и представителями власти стали «обращение» и его производные (31 раз), слово «я» (30 раз), варианты слов «нужно» и «надо» (22 раза), «сейчас» и «сегодня» (21 раз) и «люди» (20 раз). Чуть реже Дмитрий Медведев произносил словоформы от «работы» (19 раз), «мы» (18 раз), «заниматься» (16 раз), «вопросы» (12 раз). Производные от слов «губернатор», «приемная», «ситуация» и «страна» президент произнес по 11 раз. В 2006 году его предшественник на посту президента России Владимир Путин чаще всего произносил слова «мы» - 163 раза и «я» - 107 раз. На третьем месте тогда было слово «Россия» и его производные - 74 раза».
КоммерсантЪ