Напомню, что 10 ноября профсоюзы непроизводственной сферы (народного образования, здравоохранения и культуры) провели в Ижевске самый массовый в стране за последние несколько месяцев митинг протеста – в этот день на Центральную площадь города вышло до трех с половиной тысяч человек. На митинге была принята резолюция, в которой бюджетники потребовали повышения с 1 января заработной платы с учетом инфляции за два последних года, финансирования санаторно-курортного оздоровления и перехода на новую систему начисления зарплаты только после существенного увеличения фонда оплаты труда. Еще два требования профсоюзов касаются отказа властей от планов массовых сокращений работников бюджетных учреждений и поддержки молодых специалистов путем выделения дополнительных средств бюджета на решение их финансовых и жилищных проблем.


Собственно, в требованиях удмуртских бюджетников нет ничего особо экстраординарного. О том, чтобы дать бюджетникам хоть какие-то деньги на санаторно-курортное оздоровление, договоренности с правительством Удмуртии были достигнуты (и благополучно проигнорированы) еще несколько лет назад. Что касается самого затратного из требований (индексация зарплаты), то, например, в Свердловской области фонд оплаты труда учителей увеличен на 20%. В Татарстане фонд оплаты увеличили с 1 сентября лишь на 16%, но зато всем бюджетникам, а не только системе образования. В Смоленской области обещанный рост зарплаты бюджетников на 6,5% будет произведен не с 1 июля (как у нас в Удмуртии), а с 1 января, причем губернатор заявил, что если в экономике региона будет складываться благоприятная ситуация, то с июля произойдет и второе аналогичное повышение. В Удмуртии же в течение последних двух лет, включая и нынешний, который официально именуется Годом учителя, несмотря на серьезную инфляцию, повышения зарплат бюджетникам не производилось.


В среду, 8 декабря, реском профсоюза работников народного образования УР распространил пресс-релиз с письмом за подписью председателя республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Владимира Векшина, которое содержит достаточно резкую реакцию на позицию властей Удмуртии и Российской Федерации. Чуть ли не впервые за последние годы в «официальных» профсоюзах заговорили о возможности проведения забастовки.


Поводом к профсоюзному демаршу стало письмо в адрес профсоюзов, подписанное вице-премьером удмуртского правительства Валерием Богатыревым. По сути, это формальная отписка-отказ на принятую на ноябрьском митинге резолюцию. Особенно цинично в письме выглядит фрагмент, посвященный санаторно-курортному оздоровлению бюджетников. «…Сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности входит в систему охраны труда в учреждении, - объясняет бюджетникам «политику партии» вице-премьер, чья зарплата составляет более полутора миллионов рублей в год. - Организационные действия руководителя в соответствии с законодательством позволяют оперативно решать вопросы охраны труда, возникающие в процессе деятельности учреждения». Как именно, например, директор обычной ижевской школы будет «оздоровлять» учителей, в письме Богатырева формулируется весьма туманно: «Санаторно-курортное лечение работников… может реализовываться за счет собственных внебюджетных средств учреждений, финансируемых за счет бюджета Удмуртской Республики». Возможно, имеется в виду, что директор школы должен потратить на санаторные путевки для своих учителей деньги, собранные с родителей учеников.


В письме даже не зафиксировано прозвучавшее сразу после митинга устное обещание министра образования УР Андрея Кузнецова, что правительство республики будет обращаться к федеральному центру с просьбой о дополнительном финансировании фонда труда бюджетников. Не исключено, что президент Александр Волков, который просил недавно у приезжавшего в Удмуртию министра культуры РФ деньги на строительство новой очереди обезьянника, просто не решается «беспокоить» Москву по такому болезненному для федералов вопросу.


В письме лидера профсоюза образования перечисляются факты того, каким образом республиканские власти пытаются удержать бюджетников от активной защиты своих прав. «В 2009 году нас призывали «войти в положение», адекватно оценивать возможности экономики и т.д.», - пишет Владимир Векшин. В 2010 году после активизации профсоюза (в связи со скандалами по задержке федеральной доплаты за классное руководство и сокращением реальных зарплат работникам детсадов, а также бездействием властей в отношении индексации зарплат) в ход пошли и другие методы. После объявления о намерении провести ряд акций протеста, как утверждается в пресс-релизе, было оказано «беспрецедентное давление со стороны власти с использованием как технологий откровенных запретов и запугиваний, так и технологий манипулирования законами».


«Власть снова цинично проигнорировала наши требования, - оценивает итоги всероссийской акции протеста 10 ноября Владимир Векшин. - Проигнорировала и федеральная власть и вслед за ней в большинстве своем и власть региональная. И даже отдельные положительные решения в пользу работников, принятые в том или ином регионе, в целом проблему не решают. Ведь что такое прибавка к зарплате в 10% или, что еще унизительнее – в 6,5%, как прописано в законе о бюджете Удмуртии на 2011 год, да еще не с начала, а середины года. Это же жалкие 400 - 900 рублей, которые иначе, чем нищенской подачкой, назвать нельзя! Это не решение проблемы, это попытка сделать вид, что ее не существует. Объяснения министра финансов А. Кудрина, что 6,5% - это как раз и есть те цифры, которые чуть ли не опережают инфляцию, и поэтому все будет «окей», наряду с опубликованными в газете «Ведомости» данными о его доходах, которые за 5 лет возросли на 609% и составили за 2009 год 9,2 млн рублей, ничего, кроме полного ощущения сюрреализма происходящего, не вызывают».


«В этих условиях мы не можем останавливаться на полпути. Профсоюз, используя все возможности, допускаемые законом, должен продолжить начатое до тех пор, пока не добьется намеченного результата, вплоть до объявления общенациональной забастовки», - говорится в письме.


В личном разговоре Владимир Векшин подтвердил, что вопрос о необходимости забастовки сегодня обсуждается и на уровне федерального руководства профсоюза работников образования, и на уровне республики. «Мы как раз сейчас изучаем вопрос о юридической процедуре подготовки забастовки в рамках трудового спора», - сказал лидер профсоюза. По словам Владимира Векшина, чтобы пройти процедуру, которая сделает забастовку трудовых коллективов законной, профсоюзу понадобится от одного до двух месяцев.


Как представляется, если профсоюзы удмуртских педагогов действительно решатся на забастовку – пусть даже и не в масштабе всей республики, а хотя бы в формате ижевских школ, это может в корне изменить отношение региональных властей к проблемам бюджетников. В преддверии выборов в Госдуму РФ-2011, а потом и президента России федеральные власти достаточно чутки к нестандартным проявлениям протестных настроений на местах, которые не ограничиваются простым выпусканием пара. И от таких инцидентов зависят и кадровые политические решения.


В Интернете началось обсуждение закона  «Об образовании»

1 декабря на сайте zakonoproekt 2010.ru по поручению президента России опубликован для обсуждения текст законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

Весьма критически отзывается о новом законе депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию Олег Смолин: «В законопроекте содержится целый ряд положений, ухудшающих положение участников образовательного процесса. Например, предполагается сократить коммунальные льготы для сельского учителя. Когда ещё и цари, и генсеки считали их необходимыми, почему-то современная власть не может найти средства на поддержку сельского учителя при его зарплате в 5 - 7 тысяч рублей.

В этом законопроекте предполагается лишить льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения инвалидов, их у нас и так 1 процент. Будет минимум в 4 раза меньше. Зачем - непонятно. В этом законопроекте предполагается провести так называемую массовую реструктуризацию высших учебных заведений - это отдельная тема, если пригласите, то расскажу. То есть осуществить голубую мечту Андрея Фурсенко - сократить вузы с тысячи с лишним до 150 - 200, кстати, ровно столько у нас было в 1917 году.

И наконец, в этом законопроекте предполагается усилить неравенство образовательных возможностей, в том числе путём финансирования вузов в зависимости от результатов ЕГЭ абитуриентов. Значит, технические вузы сядут вообще, а наиболее престижные, которые сейчас, мягко говоря, не обделены деньгами, получат ещё больше. Я считаю, что это принципиально неверная установка образовательной политики».