Из Японии то и дело поступает информация о выбросах и сбросах радиоактивных веществ из реакторов. Большая часть сбросов производится в Тихий океан. В последнем сообщении говорилось, что 2 апреля были взяты пробы воды, вытекающей через трещину в колодце дренажной системы «Фукусимы-1». Содержание радиоактивного Йода-131 превышает норму в 7,5 млн раз и составляет 300 тысяч беккерелей на один кубический сантиметр воды. Заделать трещину к 5 апреля до сих пор не удавалось.

Объемы воды, вытекшие из дренажной системы реактора, пока не подсчитаны. Кроме того, 1 апреля правительство Японии самостоятельно сбросило в Тихий океан 11,5 тысячи тонн слаборадиоактивной воды, для того чтобы освободить эти резервуары для набора высокорадиоактивной воды.

Вся вылавливаемая рыба проверяется на радиацию несколько раз: на борту корабля, в порту и перед поступлением на рынок. 5 апреля в Японии впервые со дня аварии был зафиксирован повышенный уровень радиации в рыбе. Зараженными оказались мальки песчанки северной. Уровень радиоактивного цезия на килограмм рыбы составлял 526 беккерелей, в то время как норма составляет 500. Отметим, что цезий является одним из наиболее опасных веществ, выброс которых может произойти при аварии на АЭС. Во время чернобыльской аварии произошли обильные выбросы именно этого вещества. Цезий-137 может абсорбироваться на почве и переноситься вместе с почвенными частицами. Кроме того, его период полураспада составляет более 30 лет. Власти Японии после обнаружения цезия в рыбе призвали граждан страны воздержаться от употребления песчанки северной. Пока это единственный зафиксированный с момента аварии случай заражения радиацией обитателей морских глубин.

При этом ученые считают, что радиация, попадающая в Тихий океан, и в будущем не нанесёт существенного вреда окружающей среде. Радиоактивные элементы будут рассеяны подводными течениями, и их концентрация быстро снизится до безвредной. Хотя, например, власти Южной Кореи выразили обеспокоенность решением японцев сбросить в океан 11,5 тысячи тонн радиоактивной воды. Официальный Сеул даже заявил о том, что ведет подсчеты возможного ущерба от этих действий окружающей среде.

Со стороны России подобных заявлений не было. Хотя в новостных лентах постоянно появляются сообщения типа «физики не обнаружили «лишней» радиации в небе над Москвой» или «радиационный фон в Приморье остается в норме, сообщает Примгидромет».

Сообщения в российских СМИ породили недоверие у жителей страны по отношению к властям Японии. Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что большинство россиян уверены, что Япония скрывает истинные масштабы аварии на «Фукусиме-1». Взволнованное население успокаивают ученые и чиновники.

Глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний заявил, что Россия завозит из Японии рыбы на $6,8 млн в год. По его словам, это «крохи». «Но сейчас и эти поставки запрещены», - добавил Андрей Крайний. Большая часть рыбы в Россию завозится из Исландии и Норвегии. Чтобы контролировать российские рыболовецкие предприятия, в водах Охотского и Берингового морей постоянно находятся четыре научно-исследовательских судна. Их задача регулярно брать пробы воды и препарировать рыбу, измеряя уровень содержащейся в ней радиации. Эти суда радиационного заражения на сегодняшний день не обнаружили.

Официальный представитель Россельхознадзора России Алексей Алексешенко назвал ситуацию на японских АЭС «крайне динамичной», однако также отметил, что никакой угрозы рыба с Дальнего Востока не представляет. «Судя по всему, промысел не пострадает и не пострадают интересы потребителей. Потому что то облако, которое сейчас выходит, оно не очень интенсивно. Если не произойдет дальнейших изменений к худшему с реактором, это будет достаточно безопасно. Во-вторых, те радиоактивные элементы, которые попадают в воду, достаточно быстро разбавляются и не успевают нанести какого-либо вреда косякам рыбы», – заявил Алексей Алексешенко журналистам телеканала «Вести 24».

Однако не все прогнозы столь оптимистичны. Директор Института рыболовства и аквакультуры Дальрыбвтуза Анатолий Бойцов напомнил, что так называемый западный воздушный перенос сдувает радиоактивные частицы в противоположную от России сторону – в Тихий океан. И именно в том районе, по его словам, сейчас ведут промысел наши моряки. «Как раз акватории у берегов Хоккайдо, Хонсю и Южных курил – это обширный промысловый район. Там сейчас идет добыча минтая и лимонемы», - цитируют Анатолия Бойцова журналисты vl.ru. Источником заражения может стать также и фитопланктон. Радиоактивные вещества могут скапливаться на органических матрицах, создавая питательную пленку на поверхности воды. Эта пленка становится пищей для микроорганизмов – первого звена в пищевой цепочке. «Фитопланктон и зоопланктон в случае радиоактивного заражения воды станут источниками радиации для всех последующих звеньев пищевой цепи вплоть до человека, - рассказывает заведующий лабораторией популяционной биологии рыб Института биологии моря ДВО РАН Валерий Перенский, - более того, на каждый последующий пищевой уровень будет переходить все большее и большее количество радиации». По мнению биологов, такой вариант развития событий в долгосрочной перспективе может сулить нам сокращение численности некоторых видов рыб.

По мнению ученых, опасность могут представлять не только рыбы, но и птицы. Профессор кафедры биогеографии географического факультета МГУ Владимир Галушин высказал мнение о необходимости введения запрета на охоту птиц по всей территории Дальнего Востока, так как они тоже могут нести в себе радиацию.

Однако, учитывая опыт предыдущих аварий, ученые заявляют, что наибольший вред подобные катастрофы наносят не радиацией, а паникой, которая появляется у жителей других стран в связи с авариями. «Много заболеваний было вызвано не в результате радиоактивного заражения, а в результате нервных расстройств по поводу возможной опасности для здоровья», - заявил на днях журналистам РИА «Новости» ведущий научный сотрудник лаборатории эрозии почв и русловых процессов МГУ, эксперт МАГАТЭ Валентин Голосов.

Что такое радиация?

Когда слышишь, что уровень радиации в воде превышен в 7,5 млн раз, то становится страшно. В действительности радиоактивный йод, о котором речь шла выше, имеет период полураспада 8 суток. Это значит, что если взять килограмм радиоактивного йода, то через 8 суток останется только полкилограмма. Остальной йод распадется. Период полураспада, например, цезия, который обнаружили в рыбе у восточного побережья Японии, составляет более 30 лет. В рыбе был зафиксирован уровень радиации 526 беккерелей. Единица беккерели выражает количество распадов за секунду. Это означает, что за одну секунду приборы фиксировали в отобранном для замера килограмме рыбы 526 распадов. Правда, беккерели не так часто встречаются в новостных сводках из Японии. Чаще говорится о зивертах. Этот показатель определяет уровень радиационного облучения. Смертельная доза – 7 зивертов, полученные за короткий промежуток времени. Когда вы ходите на флюорографию, то получаете облучение, равное приблизительно 0,0037 зиверта. А фоновое облучение за год составляет 0,001 зиверта.