Мама двухлетнего Вадима Екатерина Силиванец пришла в детский сад, чтобы забрать домой своего сына. «Мой ребенок плакал, говорил, что ему больно, показывал на ножки, - рассказывает Екатерина. – Приспустив колготки, я увидела, что ноги и ягодицы у него обожжены, выскочили водянистые волдыри».

Позже старший инспектор ОДН ОМ № 2 УВД по г. Ижевску Ирина Кулакова провела проверку и установила хронику событий того злосчастного дня, 22 февраля. Во время тихого часа помощник воспитателя Елена Меньшикова отвела ребенка в туалетную комнату, чтобы подмыть. Не отрегулировав температуру, направила струю из душевой насадки. Мальчик заплакал, но сотрудница детсада на это внимания не обратила. Помыв ребёнка, она надела на него сменное белье, колготки и шорты. Елена Меньшикова говорит, что не осознала, что наделала, и следов ожогов не заметила.


Воспитатель, которая пришла после тихого часа, отметила, что при ней Вадим плакал, не пошел играть с детьми на ковер, сидел рядом с ней на стуле до прихода мамы. «Был предпраздничный день. Видимо, поэтому заведующей, медсестры и самой няньки, когда я пришла забирать ребенка, уже не было на рабочем месте. Больше скажу - Меньшикова вообще не была нашей няней, она ее заменяла. И воспитатель, которая передала мне сына, тоже заменяла нашего воспитателя», – говорит мама пострадавшего ребёнка. Она вызвала скорую помощь со своего мобильного телефона. Бригада скорой доставила пострадавшего в ожоговое отделение 1-й РКБ. Согласно выписке из истории болезни, Вадим находился на стационарном лечении 10 дней с диагнозом «ожог горячей водой II-III А степени ягодиц, нижних конечностей, 12%».


Спустя два дня после инцидента МУ «Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района» созвало комиссию для выяснения обстоятельств несчастного случая и выявления виновных и принятия мер. Комиссия во главе с председателем Хворенковой, заместителем начальника Центра дошкольного образования и воспитания Октябрьского района, составила акт. В нем причиной несчастного случая признается ненадлежащее исполнение должностных обязанностей помощником воспитателя Меньшиковой. В отношении её было вынесено письменное замечание и проведён внеплановый инструктаж.


В ответ на заявление отца пострадавшего мальчика с требованием привлечь к уголовной ответственности виновных в причинении умышленного вреда здоровью сына 18 марта начальником ОМ №2 УВД по г. Ижевску Кузнецовым было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях работников детсада состава преступления.


В действиях сотрудников не разглядели умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), так как няня «телесные повреждения причинила неумышленно», «не осознала того, что совершила, и не предвидела последствий содеянного». Неоказание помощи больному (ст.124 УК РФ) не подошло - статья применяется только в отношении больных, неоказание помощи которым повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью. Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и другие статьи УК РФ в ходе проверки не рассматривали.


В уведомлении об отказе в возбуждении уголовного дела родителям порекомендовали обратиться в суд для возмещения морального вреда. Дополнительные проверки обстоятельств дела прокуратурой и МВД не производились до 30 марта ввиду отсутствия на то законных обстоятельств.


Мама Вадима возмущена «замятием» дела и написала заявление с просьбой провести расследование и все же привлечь работников детсада к уголовной ответственности.


Резко негативно отреагировали на инцидент блоггеры, например, такого рода выдержкой: «… вялая реакция чиновников в подобных случаях - верный путь к самосуду. Назовите мне имя этой «нянечки», я не поленюсь съездить к ней и вылить на нее кипяток (а заодно на всех причастных лиц), и пусть меня кто-нибудь попробует в чем-то обвинить… уже дали заключение, состава преступления в подобных действиях нет».


Благодаря тому что случай с Вадимом широко и эмоционально обсуждался на форумах, о нем узнал уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, направивший в адрес прокурора УР Сергея Панова телеграмму следующего содержания: «В связи с информацией, появившейся в Интернете, о вопиющем факте насилия, проявленного воспитателем в отношении малолетнего ребенка, воспитанника одного из детских садов Октябрьского района г. Ижевска, прошу провести тщательную проверку фактов, в том числе на предмет наличия признаков ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженного с жестоким обращением с ним (ст. 156 УК РФ), и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела».


После такого поворота в ОМ № 2 УВД по г. Ижевску поступило постановление прокурора Октябрьского района об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении материалов для дополнительной проверки. Сейчас отдел милиции проводит доследование с целью установления иных обстоятельств, имеющих существенное значение, для принятия законного и обоснованного решения. Рассматривается причастность действий сотрудников детсада к ст. 156 УК РФ – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, как порекомендовал Астахов, и ст. 293 УК РФ – халатность. Объявлен срок на проверку – 1 месяц с момента поступления постановления.


На сегодняшний день помощник воспитателя уволена «по соглашению сторон». В детсаде № 77 из-под крана течет еле теплая вода. Вадим ходит в новый сад. Он там быстро освоился. Мама записала его на прием к неврологу и психологу. Невролог констатировал у ребенка невротическую реакцию, которая может продлиться до полугода.


По словам Екатерины Силиванец, только спустя месяц с лишним после происшествия заведующая со свидетелем пришла к ней домой с извинениями. Предложила оплатить расходы на лечение. «Мы не пользуемся ситуацией, - подчеркивает Екатерина. - Ходим к бесплатным врачам. Обследования проходим бесплатно по направлениям. И в ожоговом отделении мы лежали в бесплатной палате».


Пока ожидается новое постановление, на ижевских форумах бушуют страсти. Из крайности в крайность. Одни призывают к самосуду, другие обвиняют маму в наличии каких-то корыстных интересов и осуждают за то, что она подняла «такую шумиху» в СМИ. Третьи просто выкладывают какие-то молебенные воззвания: «Пожалуйста, пусть Ижевск отмоет зимние грязи к Пасхе». Оставил свой комментарий в личном блоге ЖЖ и глава Администрации г. Ижевска Денис Агашин. Начинается он со слов: «Трудно писать и говорить о таких вещах...

Еще тяжелее представлять чувства ребенка и его родителей...»


«Да, наверно, действительно трудно, - говорит Екатерина. - Меня этот пост не тронул. Это что-то среднее между лицемерием и когда нечем заняться. По мне, как продолжение его темы «Ижевчане, давайте прекратим называть Ижевск Ижопском».


Мы дозвонились до уполномоченного по правам ребенка в Удмуртии Ольги Авдеевой. Ранее она заявила, что берет дело под личный контроль. «Я планирую выехать в детский сад, в милицию и прокуратуру. Будем разбираться», - сказала Ольга Авдеева. На просьбу огласить результаты ее личных проверок последовала не очень адекватная реакция: «Я уже давала по этому поводу комментарии прессе и больше этого делать не буду. Тем более по телефону. Имею право». Письменное обращение, однако, тоже было проигнорировано.


Зато ценные рассуждения преподнесла экс-уполномоченный по правам ребенка Ольга Пишкова, член совета ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив», член Координационного совета общероссийского союза общественных объединений «Гражданское общество - детям России». «Считаю, что произошедшая история должна стать, прежде всего, уроком для всех и сигналом к тому, чтобы научиться слушать и слышать детей, уважать в каждом человека», – констатировала она.


Такие несчастные случаи, к сожалению, случаются довольно часто. В данной ситуации, думаю, ответственность за пострадавшего ребенка ложится и на нянечку – помощника воспитателя, как сейчас именуют эту должность, и на заведующую детсадом, и на тех, кто находится на более высоком уровне управления. Няня ребенка помыла, одела, усадила на стул и взялась за следующего ребенка - выполнила свои обязанности как некую механическую работу. Не обратила внимания на то, что мальчик заплакал, когда его мыли, взрослые не замечали того, что он не мог успокоиться после.


Управленческий персонал в лице заведующей виноват в том, что принимает на работу неподготовленные кадры. В том, что в рабочее время на месте не оказывается достаточного количества персонала. В том, что в данном случае перекладывалась ответственность с одних плеч на другие. В целом было проявлено равнодушие к пострадавшему ребенку и маме. Ей не помогли вызвать скорую помощь. Не интересовались состоянием малыша в больнице. Целая – системная – цепочка нарушений, и на каждом шагу невнимание и неуважение к человеку. Система дошкольного образования оставляет желать лучшего. Почему за такой ответственный труд платят гроши? Почему те люди, которые призваны стать ближайшим окружением в первые годы ребенка, первыми собеседниками, малограмотные и уставшие? Получается, что человек просто ничего не стоит.